Tuesday, February 9, 2010

Собеседник рощ

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Б. Л. Пастернака
«Умолк вчера неповторимый голос, / И нас покинул собеседник рощ». Так отозвалась А. А. Ахматова на смерть Пастернака. Слово поэта о поэте все-таки самое верное. Оно вызывает больше доверия, звучит убедительней, чем литературоведческие статьи.

Размышляя о Пастернаке, нельзя не вспомнить о гениальной тройке: Ахматова – Пастернак – Цветаева, которую время сделало классической и – увы! – оформило в некую «обойму». Что делать, если и даты их рождения как-то загадочно идут одна за другой, с 1889-го (Ахматова) до 1892-го (Цветаева).

Невозможно не думать об их взаимоотношениях, о многом нам рассказывающих, изменчивых и, конечно, не до конца постижимых и понятых. Но, так или иначе, читая о взаимоотношениях людей-поэтов, мы прикасаемся к подлинной поэзии. Поэзии, которая для этой «тройки» была естественным и, пожалуй, единственно возможным способом жизни. Их объединяла поэзия. Их сближала человеческая искренность, потребность вслушиваться в музыку русской речи, слова, жизни.

Открываешь переписку Пастернака с Цветаевой. Это великий роман о любви. Из него о Пастернаке узнаешь гораздо больше, чем из множества статей и биографий. Или читаешь строчку Ахматовой 1936 года о Б. Л.: «Он награжден каким-то вечным детством...». И кажется, что именно в этих словах скрыто понимание загадки Пастернака. Его вечного удивления окружающим миром. Его поэтического пейзажа с «как обугленными грушами» и нескончаемыми гнездами грачей, с тонкими дождями и липами, цветущими «гуськом, в затылок». Наконец, понимаешь, почему Пастернак – это постоянное открытие и восхищение.

Б. Л. тянуло к обыденности, которая становилась – вдруг – высокой поэзией. «Нечаянности впопыхах» превращались в «свойства страсти». Не случайно его желание впасть «как в ересь, в неслыханную простоту». Возможно, поэтому Пастернак сейчас один из самых цитируемых поэтов. Его много читают и поют с эстрады, порой превращая тихие стихотворения в оглушительное, нарочито драматичное действо. Впрочем, он и сам не отказывался от публичного чтения и, говорят, делал это умело.

Но все-таки кажется, что с большим поэтом лучше общаться один на один.

Впервые Пастернак написал о себе так: «Я родился в Москве, 29 января старого стиля 1890 года. Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, превосходной пианистке».

А Марина Цветаева, чья дата рождения замыкает великую «тройку», прочтя эту заметку, откликнулась: «В наше время, когда каждый птенец, выпавший из гнезда, считает себя слетевшим с неба, такое признание лишь подтверждает небесное благородство автора».

ФОТО М. С. НАППЕЛЬБАУМА
ТЕКСТ: Мария ЕФИМОВА
"С.-Петербургские ведомости"

No comments: