Сегодня, 27-го марта в День Театра у нас получился своеобразный праздник в празднике.
150-летию А. П. Чехова Санкт-Петербургский Малый Драматический Театр Европы посвятил свои гастроли по городам Америки, в числе которых оказались и мы.
В нашем штате спектакль проходил в рамках программы University Musical Society на сцене замечательного театрального центра Мичиганского университета в городке Анн Арбор, всего 40 минут езды от нас. Такой счастливый шанс ни в коем случае нельзя было пропускать, тем более, что давалось целых 5 представлений в течении 5-ти дней.
Первый спектакль показывался студентам университета с предшествующим докладом и фуршетом, потом также были творческие встречи с профессором кафедры Славянских языков и литератур, а также с художественным руководителем Малого Театра - Львом Додиным.
Спектакль шел на русском языке, с английскими субтитрами, высвечивающимися на большом полотне над сценой, а также двух боковых телевизионных экранах.
Наверное, всем нам знаком сюжет этой знаменитой чеховской пьесы (признаюсь, не самой моей любимой). Трагикомическая постановка о разбитых мечтах, несостоявшейся любви и несбывшихся желаниях, Профессор Серебряков и его молодая жена Елена приезжают в свое семейное имение в провинции, за которым в течение многих лет следят Соня, дочь профессора от первого брака, и дядя Ваня, брат первой жены профессора. Ваня пожертвовал своей жизнью и карьерой, работая на профессора, которого он когда-то боготворил. Но теперь он переполнен сожалениями о потерянном времени и болью, разрастающейся от волнующего присутствия Елены.
В спектакле заняты: Игорь Иванов (Серебряков), Ксения Раппопорт (Елена Андреевна), Елена Калинина (Соня), Татьяна Щуко (Мария Васильевна), Сергей Курышев (Войницкий), Игорь Черневич (Астров), Александр Завьялов (Телегин), Вера Быкова (Марина), Александр Кошкарев (Работник).
(Кадр отсканирован из программки)
Я давно не получала такого колоссального удовольствия. Может быть потому, что истосковалась по цельному, живому, настоящему классическому спектаклю, ведь обычно, к нам доезжают, в основном, антрепризы (одна из которых накануне была отменена из-за болезни актера).
Несмотря на то, что читала, видела другие постановки, смотрела кино, всеравно, удалось обнаружить удивительные полутона, игру между строк, ньюансы, мелочи, делающие эту постановку очень оригинальной и значимой.
Все актеры играли прекрасно. Минимум декораций. Длительные пуазы, растянутость совершенно не раздражали, наоборот, привносили в эту историю очень необходимую атмосферу, до отказа заполненную скукой и ленью. Иногда было так тихо (при полностью заполненном зале), что отчетливо слышалась закулисная аудио-сверчковая трель.
Прекрасные речевые обороты, типа "чувствительно вам благодарен", танцы под гитару (Ксения просто порхала по сцене), а чего стоит вокальный номер Игоря Черневича (Астрова) "Вдоль по Питерской..." - шикарно просто! Смешная "пошлая" философия (из разговора Войницкого и Астрова): "Она мой друг. - Что, уже???? - На что вы намекаете? - Помилуйте, вам разве не известна закономерная очередность: приятельница-любовница-друг?".
Также много рассуждений о праздном образе жизни, о невозможности талантливым людям России оставаться "чистенькими", о самом таланте как о смелости и свободомыслии и, конечно, о том, что нормальным состоянием человека является чудачество...
Очень понравились многие сцены: распитие вина на брудершафт Сони и Елены, Астров и Елена - показ чертежей и попытка Елены выяснения отношения Астрова к Соне, мокрые розы в руках у Войницкого, когда он "застукивает" целующихся Елену и Астрова, Вафля с няней Мариной - "Давненько у нас лапши не готовили", и, конечно, очень тронула сцена прощания Елены и Астрова.
Справа и сзади нас сидели американцы. Интересно было слушать их комментарии, типа того, что я понимаю, что это очень умный спектакль, но при чем здесь сверчки и почему так все депрессивно? Многие из таких зрителей после антракта в свои кресла не вернулись. Зато остались и рукоплескали те, кому в этот День Театра был подарен настоящий праздник - встреча с мечтой.
Спасибо огромное.
No comments:
Post a Comment