Или, вернее - рассказ о мне - счастливой в Москве...
Я отправлялась в свою мечту вовсе не задумываясь о своем возрасте, о том, как мой дряхлеющий организЬм будет справляться с нагрузками физического и эмоционального характера...
Не было никакой боязни, хотелось поскорее и пошире открыть свои глаза и свое сердце всему новому, долгожданному... Наверное, когда душа находится в предкушении чего-то неведомого, ее не так просто спугнуть, желание и волнение захлестывают и толкают вперед...
Москва встретила холодом. 8 Марта мы гуляли по городу и под ногами скрипел от мороза снег. Забежав в подвернувшееся симпатишное кафе вдруг почувствовала как щиплют пылающие щеки. Помню, как уже отогревшись и общаясь с друзьями, все никак не могла согнать идиотсткую улыбку с лица, будто не веря себе самой, что я здесь, "I've made it..."
Прогулки по знаменитым улицам и переулкам Москвы, фасады известных театров и памятники именитых личностей - почти в каждом квартале центрального района столицы на все это можно набрести, гуляя бесцельно и бесценно одновременно... Очень понравился Булгаковский дворик, жаль, что был выходной и музей был закрыт...
Вечером меня ждала первая встреча с театром - "Современник", спектакль "Враги. История любви". Очень понравилось, очень тронуло. Гораздо больше чем книга. Возможно потому, что постановка была интересной, интересно придумано и сделано переплетение жизненных простанств двух женщин: Ядвиги и Маши. Узнаваемы еврейские песни и молитвы, сумбурно немного, но сердце греет. И еще понравились крупные видео планы, проектируемые на стене, это ОЧЕНЬ помогло в сцене сближения Германа с Тамарой... Бедные, одинокие, покалеченные люди. Ищут спасения, понимая, что внутри уже все мертвО. Тамара в исполнении Е. Симоновой - очень органична, чего не могу сказать ни о Хаматовой (Маша), ни о Бабенко (Ядвига), т.е., обе играли искренне, с надрывом, но скорее обе подходят на роль Маши и из-за этого не хватало органичности в восприятии общих сцен. Мне даже кажется, что роль Маши обе эти актрисы могли бы играть по очереди, даже бы интересно было взглянуть..., а вот Ядвигу нужно было играть кому-то другому. Жаль, что мало и плохо знаю актерские труппы...
Шикса - Ядвига, спасшая Герману жизнь, мечтающая стать настоящей еврейкой и родить ребенка, простая, верная, очень-очень любящая;
Маша - еврейка, красивая и эффектная, умная и знающая себе цену, тоже, как и Герман, выжившая, но другой ценой (хотя, кто его знает - какая цена более губительная и разрушительная, гнетущая и съедающая твой мозг...);
Тамара - довоенная жена Германа, воскресшая из мертвых, считающаяся погибшей в концлагере вместе с их Германом детьми...
Три женщины и Герман, мечущийся между ими троими. Да и как тут выберешь - когда сам себя никак найти не можешь...
Вот такие вот "Враги" и такая вот история. Ей Б-гу, лучшим бы вариантом было - жить вместе и помогать, поддерживать друг друга. Так оно и будет, подкорректировано, правда, непростой жизнью и непростою судьбой...
Из курьёзов: во время спектакля в зрительном зале грохнулась и покатилась пО полу стеклянная бутылка...
Везде снимала только поклоны и только без вспышки..., так что фото - не очень...
9-го марта состоялось первое знакомство с РАМТом, очень непростое, на мой взгляд, по-настоящему - волшебное. Я заходила в здание театра вместе с веселыми и шумными группами детишек, которые, как и я шли смотреть замечательный детский спектакль "Приключения Тома Сойера". В фойе, корридорах и на лестницах я крутила головой, пытаясь все рассмотреть, потом меня завели в зал, усадили и мой взгляд устремился к сцене, ее оригинальным декорациям и интереснейшим сценическим сооружениям... Начался спектакль и я погрузилась в детство, в свои собственные воспоминания от когда-то очень давно прочтенных рассказов Твена... Кто из нас в детстве не хотел умереть всем на зло да так, чтобы видеть потом как все будут сожалеть и рыдать на наших могилках??? Кто не шалил на уроках и не пытался подражать кому-то более смелому и дерзкому? Очень понравилась вся актерская команда, но хотелось бы выделить особенно Тома и Гека, они просто закадычны и органичны до мельчайших подробностей, разные по природе своей и очень схОжи в главном - их души раскрыты нараспашку, они умеют мечтать... Гек, конечно, чуть взрослее и солиднее и Том, во всем старающийся быть похожим на товарища. Чего только стоит одно восхищение чучелом дохлого кота!!! Том Сойер в исполнении Прохора Чеховского - это невероятный жИвчик, настоящий firecracker - "хлопушка, бенгальский огонь", отражающийся в чудесном унисоне атлетизма и эмоциональных вспышек!
Очень понравился Индеец Джо в исполнении Тараса Епифанцева, не многословен, но с ОЧЕНЬ "многословнымными" молчаливыми взглядами, устремленными в зал на зрителей - притихших девченок и мальчишек. Милый и трогательный Мэфф Поттер в исполнении Саши Гришина. Он очень смешно ходит и бегает. Ну и, конечно, мистер Доббинс - сУрьезный до ужаса, видно, что для замечательного актера Виктора Цымбала эта роль - просто клёвый шанс "поиздеваться" над более младшими сотоварищами по цеху...
"Америка - прекрасная страна", цитируемое на уроке, улыбнуло и порадовало. И еще очень понравилось как здорово были инсценированы сны, как в нужном месте и по какой-то неведомой команде спящий Том задирает ногу с пораненым и перебинтованным пальцем, звуки, грОмы и т.п.... Да, и чудный Сид в костюмчике язвительного цвета с аккуратно уложенным причесоном...
В общем, первая встреча с РАМТОм - огромный плюсовой зачет!
Вечером, того же дня смотрели "Обрыв" Гончарова в МХТ имени Чехова.
После просмотра поняла, что "Обрыв" нужно обязательно прочесть, настолько мне понравился язык, диалоги..., но еще больше, чтобы понять - откуда так вот сразу и страстно влюбляется в Веру Райский? О прошлом говорится вскользь и то ли он настолько поражен преобразованием девочки во взрослую красивую девушку, то ли не дают ему покоя ее таинственость и спокойная, очень грустная стойкость в отношении знаков внимания с его стороны... Люблю классику, в ней всегда говорится о вечном и неизменном: любви, вере, выборе, смятении человеческой души. Постановка Шапиро нравится тем, что остается классической, несмотря на то, что связь с сегодняшним временем, конечно, просматривается (ведь о неизменных жизненных ценностях речь!) и прежде всего, эта связь выражается через самое бунтарное, свободолюбивое и нигилистическое существо в этой пьесе - Марка Волохова, одетого, разумеется, во все черное и если уже совсем быть примечательным и искать аналогию со временем насущным, то нужно добавить, что одним из предметов этого мрачного гардероба являлись современные черные джинсы...
Любить и жить в понимании Марка нужно свободно, легко и сразу, не оглядываясь на морали, не задумываясь о будущем... Умной Вере Волохов невероятно интересен, ее волнует все новое и неизвестное, но есть бабушка, есть устОи и христианский долг, все то, на чем девушка росла и воспитывалась... Не читая романа, я пыталась представить себе - появись бы Борис Райский в поместье раньше Марка Волохова, смог бы он завоевать Верино сердце? Ведь приезжает он одним: прямо скажем - никаким, с "набросками" планов тут же канущими в лету и уезжает почти таким же, только с новыми "набросками" (от написания романа к изучению живописи и скульптуры), а ведь посредине, между приездом и отъездом - столько страсти, столько ревности, столько пыла!!!! В каком-то замкнутом круге живет: "Пишу жизнь - выходит роман, пишу роман - выходит жизнь..."
Прелесть этой постановки, несомнено, в замечательном актерском составе. Ольга Яковлева, исполняющая роль бабушки Татьяны Марковны - собрала больше всего цветов и апплодисментов. Роль хороша тем, что меняется на протяжении спектакля: есть пожилая женщина, строгая, волевая и властная, а есть и любящая, и волнительная, и волнующая... И любовь свою в отношении к тем, кто ей близок и дорог она не прячет, не стесняется выражать свои эмоции. Когда нужно - хитрА, когда нужно - прямолинейна и принципиальна. Мудрость свою житейскую она обрела в собственных испытаниях и потерях, теперь черед помочь тем, кому еще предстоит обрести свой путь...
Анатолия Белого видела на расстоянии вытянутой руки, можно было рассмотреть кисти рук, форму носа, каждую черточку лица молчаливого Райского, сидящего на скамейке у самой кромки сцены. Ну а когда шляпку мадам Крицкой натянул,закрыл глаза и "ушел в себя" - это просто была песТня (или Kodak moment), жаль только, что со своим дурацким характером я стыжусь вот так близко наблюдать за героем, мне даже кажется, что это может актеру как-то помешать... Во всяком случае диалог Тит Нилыча с Райским на краю сцены поверг Станислава Любшина в какую-то явную рассеянность и для того, чтобы понять - нужно ли так было для образности, или мешали чересчур внимательные зрители первого ряда - нужно еще раз идти на спектакль... (и я бы судовольствием его еще раз посмотреть не отказалась).
Наталья Кудряшова в роли Веры - замечательна. Выложилась за весь спектакль настолько, что на поклонах все еще оставалась Верой - и выражение лица, и осанка, и какая-то странная трогательность... Сорвавшаяся с обрыва, но все же не сломленная и станет, наверняка, такой же сильной как бабушка...
Поклоны не фотографировала, иногда, это просто "не в дугу"..., зато ладони горели от апплодисментов. Спасибо.
Из курьёзов: во время спектакля прямо над довольно высокой декорацией, на площадке которой находились актеры, взорвался софит... Страшноватенько, скажу я вам, нервы нужно иметь хорошие и МХТовцы не подкачали, играли дальше,глазом не моргнув...
И наступил день четвертый... БольшООООй день, день "Берега Утопии".
В театр приехали пораньше, выпили кофе, настроились...
Места были самые центровые - середина первого ряда балкона. Для такой мощи как "Берег" - это самое ТО: и панорама - конфета, и для лиц бинокль не нужен...
Помню точно, что ни волнения, ни трепета особенного у меня сначала не было, это все нарастало как-то медленно и незаметно. Время отступило куда-то напрочь, потому как спектакль этот - очень живой и динамичный. Помню, что когда в свое время смотрела скачанную телеверсию, тоже рука никак не поднималась нажать на кнопку пульта "stop" и почти целый день деньской провела у экрана телевизора - настоящая и редкая роскошь для меня, позволительная, пожалуй, только в больнично-коечные дни...
Постановка спектакля - мАстерская! Как можно умудриться совместить серъезные, рассудительные разговоры с бытовыми житейскими мизансценами, философские размышления и тонкий юмор?! Так искусно выложить мозаики жизненных дорог стОльких разнообразных персонажей?! Разводить их, воссоединять снова, становиться сильнее от потерь, слабеть от угасающих надежд...?! Почти каждый ключевой персонаж показан и раскрыт глубоко и волнительно, человечно, просто и доступно. На фоне десятилетий меняются эпохи и судьбы, в эту круговерть ты будто втягиваешься сам, возможно поэтому так жИво, возможно именно поэтому такой ошеломляющий эффект после окончания всех трех спектаклей...
Когда я вышла из здания театра мне совершенно не хотелось идти домой. Мне хотелось ходить, а еще лучше - взлететь куда-нибудь, на Воробьёвы горы, туда, где когда-то стояли молодые Герцен и Огарев, полные идей, сил и надежд...
"Берег Утопии" - спектакль о большой и дружной семье революционеров-мечтателей, созданный и играемый дружной семьей актеров-единомышленников. Это, также, уникальная возможность увидеть бОльшую часть труппы РАМТа и смотреть нужно без программки, так, чтобы уже узнавать. (Я еще узнавать не научилась, но за теми, кого УЖЕ признать смогу, наблюдать стало гораздо интереснее, как-будто между тобой и этим актером возникает некая тайная связь...) Для лучшего узнавания и для разнообразия ощущений восприятия, меня на одно из действий (если не ошибаюсь - первое отделение третьего спектакля), чего там греха таить - "по блату", усадили в так называемый исторический "пруд" - место перед самой кромочкой сцены, выступающей в середину зрительного зала... Так что хорошо рассмотрела многих актеров, особенно Исаева и Розина. Еще для меня "Берег Утопии" - это признание в любви Евгению Редько. Его Белинский - совершенно очаровательный товариСЧ.
В общем, непросто писать отзыв о "Береге Утопии, нужна "Божья искра - момент вдохновения". Пыталась делать какие-то заметки в блокноте, типа "Единения духа с мировым разумом", "классовых трений" и "всей правды об искусстве", но потом поняла, что буду упускать многое другое и уже просто смотрела, не отрываясь...
Поражаюсь Тому Стоппарду... Поражаюсь Алексею Бородину...
Спасибо, РАМТ!
Из курьёзов: отвалившийся погон у Барона Ренна (Леши Веселкина) и падение со стула Тургенева (Алексея Мясникова) - ouch!!!
11 марта начался с похода в Пушкинский музей изобразительного искусства. Вынырнув из метро, мы попали под снегопад как раз в то самое время, когда звонили колокола Храма Христа Спасителя. Я замерла, словно какой-то внутренний трепет волной накрыл. Захотелось, конечно, Храм рассмотреть, но снежный ветер был настолько суров, что мы, предварительно обогревшись в магазинчике сувениров, поспешили к музею. У этого места какой-то особенный дух, мы бродили по залам, не торопясь, пытаясь показать и объяснить друг другу то, что привлекало наибольшее внимание. Мне очень понравился там зал античного искусства - древнего Рима и древней Греции, зал искусства Германии и Нидерландов, а на втором этаже - зал итальянской скульптуры и слепков Микеланджело...
Вечером - снова встреча с РАМТом. На этот раз - очень волнительная, предстояло увидеть концерт "В пространстве сцены". Перед представлением были не менее волнительные и интересные посиделки в "Нагасаки", куда подтянулись основные силы нашего, некогда спонтанно образовавшегося на страницах ФАУ, коллективчика... Встрече и очному знакомству была невероятно рада и вот такой, переполненной личными эмоциями, последовала на концерт. Зал был забит до отказа, приставные стулья и всевозможные заветные места были заполнены, в воздухе витала атмосфера праздника.
Это что-то невероятное, скажу я вам. Это 100%-е признание в любви родному театру, выражение признательности тем, кто когда-то был и остается его частью - ведь пока нас помнят, мы живы... "Пространство" - это удивительно органично подобранный комплекс совершенно разных по жанру номеров, В итоге - переливающийся обалденно красивыми, красочными гранями - калейдоскоп. В этих переливах - и грусть, и радость, и боль, и надежда, и вера, и невероятная энергия, и всепобеждающая любовь...
Заняты - почти все, от "мАла" и до "велИка", объединенные одной большой и любимой сценой, тем волшебным пространством, из которого и наши - зрительские сердца черпают свою духовную, невидимую подпитку...
Понравилось исключительно всё, но хотелось бы выделить то, что понравилось лично мне особенно:
- совершенно изумительная пластика и завораживающий танец Димы Бурукина;
- потрясающе синхронный "зеркальный" этюд Даши Семеновой и Веры Зотовой;
- Тютчевский романс в исполнении замечательного квартета "старой гвардии" и особенно их перестановки местами, выражения лиц, движения...;
- удивительный Маслов с не менее удивительным, неожиданным текстом Ибсена и из этой же серии "Береника" в исполении Нины Дворжецкой;
- монолог актера в исполнении недавнего Гека - офигенного Миши Шкловского;
- мушкетеры!!!! А-а-а!!! Что они вытворял шпагами, ну просто "Мама дорогая!!!";
- Ваня Забелин в своем невероятном танце с палками... просто гипнотизирующе!
- трогательные, кровожадные клоуны Аня Ковалева и Даша Семенова;
- Виктор Цымбал об очень важном - о сохранении вечных святынь, об отстаивании собственных жизненных позиций;
- "Галя" - родная, хохляцкая, да с какими трелями и переливами, да в каких оранжировках и темпах..., шикарно просто!
- взрыво-смешнючая, неподражаемая Елена Галибина!;
- Рамиля Искандер - "Назначь мне свиданье" - просто комок в горле стоял, тронуло невероятно и особенно потом, когда она поворачивается лицом к портретам...
Ну и совершенно отдельно, для себя лично, выделяю Сашу Гришина с его монологом "Новеченто". Дело в том, что именно на этот монолог, несмотря на его быстротечность в сменяющейся плеяде номеров концерта, я возлагала тайные эгоистичные надежды для того, чтобы хоть как-то рассмотреть для себя актера, к которому давно неровно дышу (вдумайтесь только, начитавшись его "гришек", я на старости лет, доселе никогда стихи не писавшая, "чавой-то такого" насочиняла..., в первый, как мне кажется - и в последний раз..., go figure..., совершенно необъяснимое явление)
Так вот, когда он говорил со сцены словами Дэнни Гудмана, мне казалось, что он обращается непосредственно ко мне, смотрит только на меня и я, не понимая о чем толком идет речь (т.к. книгу не читала) только и хотела выдавить из себя в конце: "Останьтесь, конечно, останьтесь, не уходите..., прошу вас". Он появился на сцене незаметно и незаметно ушел, расстаял как сон и на сцене появились Ангелы Окуджавы, словно своеобразные знаки судьбы - ничего не нужно бояться, у каждого из нас есть своя мечта, нужно только стараться держать свои сердца открытыми...
Уже потом, вернувшись домой, я запоем прочла книгу Алессандро Барикко, скачала и посмотрела изумительный фильм Джузеппе Торнаторе. Этот замечательный рассказ о жизни несуществующего человека - высший пилотаж попытки объяснения необъяснимого: из чего рождается талант, из чего рождается музыка и как невероятно может сложиться человеческая судьба. Подумать только - не посмотри я концерт, неизвестно когда узнала бы об удивительном Новеченто... Спасибо, Саша.
Поклоны шли знАково - поколениями и в конце на сцене стояли все участники, вышел также и Алексей Владимирович. Публика стояла и рукоплескала, праздник удался, пространство переполнено... и я - его махонькая частичка!
12 марта - творческий вечер народного артиста Василия Ланового на сцене РАМТа.
Легендарный актер, знаем и любим вот уже несколькими поколениями. В молодости - умопомрачительно красив и доселе не утративший подтянутость, гордую осанку, потрясающе звучащий, обворожительный голос. Появился на сцене и сразу расположил к себе до отказа наполненный зал, даже попросил не приглушать свет, чтобы видеть глаза зрителей... Начал рассказывать о себе и я офонарела - оказывается, они с моей мамой - земляки, соседствующие села Кодымского района, Одесской области. И хотя сам актер родился в Москве, но все его детство прошло именно там и рассказы о селе, о деде звучали искренне, трогательно, очень человечно как-то... Он замечательный повествователь, тут же не просто рассказ идет - это идет именно повествование, с игрой - лица и жестов, тембров голоса и даже каких-то сценических движений...
Потом было очень много поэзии, и КАК замечательно он читает совершенно разных по стилю поэтов! Но больше всего он поразил меня Маяковским - очень понравилось как с его уст прозвучало знакомое мне ранее стихотворение о разговоре двух судов на одесском рейде (как будто живые существа разговаривают, а ведь когда читаешь сам - совсем другое восприятие), а также поэма "Про это", которую не знала. Отрывок:
"Вера
Пусть во что хотите жданья удлинятся -
вижу ясно,
ясно до галлюцинаций.
До того,
что кажется -
вот только с этой рифмой
развяжись,
и вбежишь
по строчке
в изумительную жизнь.
Мне ли спрашивать -
да эта ли?
Да та ли?!
Вижу,
вижу ясно, до деталей.
Воздух в воздух,
будто камень в камень,
недоступная для тленов и прошений,
рассиявшись,
высится веками
мастерская человечьих воскрешений.
Вот он,
большелобый
тихий химик,
перед опытом наморщил лоб.
Книга -
"Вся земля",-
выискивает имя.
Век двадцатый.
Воскресить кого б?
- Маяковский вот...
Поищем ярче лица -
недостаточно поэт красив.-
Крикну я
вот с этой,
с нынешней страницы:
- Не листай страницы!
Воскреси!
Надежда
Сердце мне вложи!
Кровищу -
до последних жил.
в череп мысль вдолби!
Я свое, земное, не дожил,
на земле
свое не долюбил.
Был я сажень ростом.
А на что мне сажень?
Для таких работ годна и тля.
Перышком скрипел я, в комнатенку всажен,
вплющился очками в комнатный футляр.
Что хотите, буду делать даром -
чистить,
мыть,
стеречь,
мотаться,
месть.
Я могу служить у вас
хотя б швейцаром.
Швейцары у вас есть?
Был я весел -
толк веселым есть ли,
если горе наше непролазно?
Нынче
обнажают зубы если,
только чтоб хватить,
чтоб
лязгнуть.
Мало ль что бывает -
тяжесть
или горе...
Позовите!
Пригодится шутка дурья.
Я шарадами гипербол,
аллегорий
буду развлекать,
стихами балагуря.
Я любил...
Не стоит в старом рыться.
Больно?
Пусть...
Живешь и болью дорожась.
Я зверье еще люблю -
у вас
зверинцы
есть?
Пустите к зверю в сторожа.
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку -
тут у булочной одна -
сплошная плешь, -
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
Любовь
Может,
может быть,
когда-нибудь,
дорожкой зоологических аллей
и она -
она зверей любила -
тоже ступит в сад,
улыбаясь,
вот такая,
как на карточке в столе.
Она красивая -
ее, наверно, воскресят.
Ваш
тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное
наверстаем
звездностью бесчисленных ночей.
Воскреси
хотя б за то,
что я
поэтом
ждал тебя,
откинул будничную чушь!
Воскреси меня
хотя б за это!
Воскреси -
свое дожить хочу!
Чтоб не было любви - служанки
замужеств,
похоти,
хлебов.
Постели прокляв,
встав с лежанки,
чтоб всей вселенной шла любовь.
Чтоб день,
который горем старящ,
не христарадничать, моля.
Чтоб вся
на первый крик:
- Товарищ! -
оборачивалась земля.
Чтоб жить
не в жертву дома дырам.
Чтоб мог
в родне
отныне
стать
отец,
по крайней мере, миром,
землей, по крайней мере,- мать".
Потрясающе! Ошеломил меня просто этим отрывком... Почему? Потому что думала о Маяковском - какое невероятное желание жизни у человека, жить отчаяявшегося... Невыносимо.
Потом были песни из фильма "Офицеры" и "Белорусский вокзал". Пел настолько пронзительно, что в унисон ему, совершенно без всяких уговоров, пел зал. Я не пела, не могла, просто шевелила губами, а по лицу предательски текли тихие слезы...
Все это - на одном дыхании, с вплетением юмора, каких-то жизненных историй и кажется, что так слушал и слушал бы...
Для финала актер подготовил для всех сюрприз: объявил, что в паре с коллегой по театру, известнейшим вахтанговцем Алексеем Кузнецовым:
разыграют специально подготовленную для этого вечера инсценировку рассказа А. П. Чехова "Дипломат". Получился настоящий подарок! Играли потрясающе. Ну что тут скажешь - МАСТЕРА своего дела!
Были засыпаны цветами и раздавлены объятьями... Вечер продлился больше двух часов, хотя и заявлен был всего на полтора...
Чудный вечер, "вкусный"...
Чем будут вспоминаться 13 и 14 марта?
Походом по музеям Кремля, где, после выхода из Оружейки голова уже шла кругом, а ведь еще все соборы...!!! Все это я видела раньше только по телевизору, в документальных передачах, а тут - воочию... Храмы - просто уникальнейшие святыни, чувствуешь себя внутри там как-то по-особенному - фантастически (перенесение во времени), почти как когда гуляла во Флоренции и думала о том, что по этим же самым булыжникам гуляли Строцци и Медичи...
Благо, с нами был "персональный эксурсовод" - подруга, очень хорошо знающая историю православной церкви. Особенно интересно было в Патриаршем Дворце - там мне рассказали о том самом мире, которым мы все мазаны... Там же, в Патриаршей библиотеке мне читали на старославянском...
Вечером мы поспешили в Сатирикон на спектакль "Маленькие трагедии", но на входе в театр нас оповестили о том, что спектакль отменен в связи с болезнью актрисы (сломала ногу). Было предложено либо сдавать билеты в кассу, либо оставаться на творческий вечер Константина Райкина, "закрывшего собой амбразуру". Мы даже огорчиться не успели, т.к. Константина Райкина я имела удовольствие видеть на сцене у нас в Детройте и знала, что будет здорово! Я не ошиблась. Почти все зрители остались на вечер и вот что скажу я вам - за все мое пребывание в Москве я, пожалуй, тише, чутче и внимательнее зала не слышала... (для такого размера зала, добавлю, т.к. тишина была еще у Жановачей, но зал там гораздо камернее) Т.е. этот актер держал нас всех почти без дыхания, хотя нет, в паузах раздавались крики "Браво!", которых я, кстати, почему-то не долюбливаю... Два творческих вечера подряд - очень разные и по стилю, и по ощущениям, несмотря на то, что и тот, и другой читали почти одних и тех же поэтов - Пушкина, к примеру... Константин Райкин был во фраке и стоял освещенным на сцене так, что от него отражалась четверная тень... Ей Б-гу, по тому обилию стихов и информации, которую он выдавал без устали, казалось, что он, действительно, расщепляется и размножается как эти тени (почти как четыре руки Новеченто, играющие на пианино в кино). Я все время ловила себя на мысли, что это почти нереально столько вмещать в своей голове! И ведь как читает! Как двигается! Самозабвенно, по нарастающей, а то вдруг с переливами грусти и нежности... Как и в Детройте, много читал Самойлова и Заболоцкого, много нового для меня, слушала с упоением. Рассказы о себе были полны юмора и самоиронии. Для меня полным сюрпризом было узнать о том, что в юности Константин мечтал стать настоящим профессиональным легкоатлетом - стометровка и прыжки в длину (я чуть не поперхнулась: в бытность свою я ходила в спортшколу и занималась этими же видами легкой атлетики). Всегда с необыкновенной теплотой говорит об отце, матери и сестре... О своей любви к театру, о своем становлении. Ка хорошо, что природа, в этом случае "не отдохнула"...
И кто знает, может и к лучшему, что спектакль отменили?
На следующий день с утра была Третьяковка, по которой мы бродили больше пяти часов.
Поленов, Левитан, Врубель, Серов и Кустодиев понравились особенно, нафотографировала море всего, что понравилось - от ночной молнии, и золотой осени, до удивительных озер и освещенной Москвы.
А чего стоит "Радуга" Васнецова?!!!
От Врубелевской сирени вообще глаз не могла оторвать...
А Рублёвский зал?!!! Это же можно просто сесть там и сидеть, пока в себя не придешь.
Потом мы зашли в Музей-Храм Святителя Николая в Толмачах, с изумительным пятиярусным иконостасом. Здесь же хранится великая святыня России - икона Богоматери Владимирской, датированная XII-м веком.
Впечатления, конечно, сильнейшие.
От Третьяковки мы прошлись пешочком и захватили шикарную панораму Москвы:
Потом, перекусив и отогревшись отправились в Театр-мастерскую Петра Фоменко на спектакль "Бесприданница".
Мне очень понравился театр внутри, я немного пофотографировала и мы даже на подушечках исторических успели посидеть.
Но дальше произошло то, чего, я думала, со мной в жизни никогда не может произойти - мы ушли после первого отделения спектакля, в перерыве, не досмотрев его. Вот сейчас пишу и до сих пор поверить не могу, что я это сделала - в некоторой степени, ощущаешь себя предателем по отношению к театру и актерам.
Завтра попытаюсь получше собраться с мыслями (дав твердое обещание себе - не расстраиваться больше по этому поводу) и попытаться объяснить причину своего ухода.
...
Все дело в том, что в театре мне нравится живое действие, которое тем или иным образом захватывает, завладевает твоим вниманием, заставляет чувствовать, думать, сопереживать. Считала в этом плане себя "всеядной". Конечно, могла четко разделить спектакли на "мои" и совершенно "не мои", но никогда не сталкивалась со скучной постановкой... Пока не попала на "Бесприданницу". Почему был выбран этот спектакль? Ну, во-первых, просто хотелось "ощутить" этот театр, о котором была много наслышана. Во-вторых: номинации и премии "Золотой маски"- это вам не хухры-мухры... В третьих: хороший актерский состав (хотя, честно признаюсь, моя оценка "хорошего" базировалась только на киноролях Цыганова, Любимова и Агуреевой). Но я обманулась. Вот - нашла верное слово: я чувствовала себя обманутой, я ничего не ощущала - настолько тянуче медленно и безжизненно было то, что происходило на сцене. Время от времени, правда, я цеплялась за какие-то махонькие искорки, исходящие, к сожалению, не от главных героев, а от почти эпизодичных персонажей. Это были слуга Иван и тетушка Карандышева. Что-то также пробивалось и от самого Юлия Капитоновича (Е. Цыганов), понравился также цыганский романс, но на фоне всего остального, скучнейшего до состояния зевоты, эти искорки тут же угасали, не успев разгореться... Ей Б-гу, обо всех остальных героях сказать совершенно нечего, настолько безликими и безэмоциональными они виделись... И уже сидя в фойе, в антракте, я поняла, что не смогу себя заставить вникать в такую тянучку, слишком много сил было затрачено в первом отделении на то, чтобы не уснуть... Вот такая вот грустная история. Этот спектакль я смогла бы посмотреть целиком только в том случае, если бы он шел без перерыва. Уверена, что не ушла бы "во время" и смогла бы иметь целостное представление. А так, мой отзыв - даже не отзыв, а крик обманутой души. Жутко неловко себя чувствовала, уходя... Не знаю, возможно во втором отделении спектакль оживает и страсти разгораются, но зрителей нужно было хотя бы как-то подвести к этому в концe первого отделения и дать надежду, а получилось так, что я вышла в фойе и сама себя стала спрашивать: "Что это было? Где Лариса? Где Паратов, черт побери?!!!!" Почему-то вспомнилось название одной из статей-рецензий об этом спектакле: "История без любви, без тоски, без жалости". В точку, по-моему, да и сыграно как-то сухо и сдержанно.
15 марта.
Поездка в Кусково, перед которой мы заехали на Выхинский рынок, чтобы закупить мне павло-посадских шелковых платков для подарков. Колотун был жуткий и на рынке мы зaмерзли как цуцыки, приехали в Кусково в надеждe отогреться. Каково же было наше удивление, когда узнали о том, что эта офигенно-красивая резиденция Шереметьевых была исключительно сезонной - летним местом для приема гостей. И из четырех павильонов, представленных для осмотра, обогревался всего лишь один. В том же районе находился буфет и туда же уверенной походкой повел нас совершенно очаровательный местный кот. Здесь же находилась изумительная коллекция уникального фарфора, начиная с века 12-го и заканчивая 20-ым... В общем, застряли мы там надолго, охая и ахая, а также сокрушаясь, что в отличие от залов основного дворца, здесь не разрешалось фотографировать. Очень мне понравилась эта усадьба, учитывая тот факт, что все было в снегу и многочисленные парковые скульптуры стояли заколоченными в деревянные ящики. Я бродила по парку и думала - здесь, наверное, офигенно красиво летом и там нужно снимать исторические фильмы. Просто чудная атмосфера для отдыха души. И, кстати, очень симпатичный сувенирный магазин в подвале основного здания.
Подкрепиться я хотела в каком-то новом месте, даже нашла в сети симпатиШное местечко под названием "Мари Vanna", где обещали живого кота, дифилирующего среди посетителей. Но, поскольку времени до спектакля оставалось не так уж много, а еще нужно было прикупить цветы (последний шанс набраться смелости и сказать живое "спасибо" Саше Гришину), то решено снова было встретиться в "Нагасаки" (который я упорно продолжала называть "Самураем":)), поближе к театру. Подкрепились, успев заметить там известного актера Эвклида Курдзидиса (оказавшегося тоже в числе зрителей спектакля, на который мы собирались, сидел в следующем ряду за мной, наискосок...).
И вот наступил мой черед увидеть спектакль, который очень-очень хотела увидеть:
"Ничья длится мгновение" в постановке Миндаугаса Карбаускиса по роману Ицхокаса Мераса "Вечный шах" (РАМТ)
Оговорюсь сразу - роман я читала года два перед этим, когда только-только стали появляться сведения о готовящейся постановке. Все, что связано с Холокостом в любом из жанров искусства, для меня - это особенная тема, напряженная, натянутая. Есть какой-то тайный отпечаток личного прикосновения к этой боли, к этой незаживающей ране. Он косвенный, конечно, но тем не менее... У моей свекрови на левой руке - вытатуированный номер из Освенцима, где она провела два года и чудом уцелела, проводив в печь вместе с частичками своего на то время уже разорванного сердца, отца, мать, сестер и братьев... А ведь еще столько ей предстояло пережить потом.
Ну да ладно, это просто, чтобы объяснить свое состояние уже перед самым спектаклем и непосредственно в самом его начале. Потом я исчезла, растворилась и ощущала свое физическое присутствие только в те мгновения, когда по щекам текли слезы, давило и трясло от попыток сдержать внутреннюю дрожь и когда закашлялась в самый неподходящий момент: когда Шогер, казалось, смотрит прямо в мое лицо...
Очень верно, что спектакль идет без антракта, это ведь один сплошной оголенный нерв... Единственное только жаль, что много в него не вошло, а именно - история Янека и история Антанаса Янкаускаса и его брата. Это то, о чем "гетто не только в гетто", когда с барьерами или без них ВСЕ люди всегда имеют право выбора.
Карбаускис акцентирует внимание на Аврааме Липмане, на его решениях, на его тяжелейших выборах. Они с женой воспитали своих детей так, что за исключением Тойбеле, вряд ли кому-то совет понадобится. Просто в самые тяжелые минуты они ищут и ждут помощи, моральной поддержки от этого невероятно сильного человека, способного одним молчаливым взглядом заменить все самые нужнейшие и ожидаемые слова на свете.
У каждого из детей своя история, начинающаяся словами отца "Я родил..." (сына или дочь). И с каждой историей понимаешь - по-другому быть не может, в каждом из них - человек их "породивший" и воспитавший. Они поступят так, а не иначе и ни минуты сомнения, слабости или жалости... Вот разве только Касриэл...
Он еще в романе мне очень понравился. Своими размышлениями "о скотине, именуемой человеком, и о человеке, чье имя - скот", о иглах-звездах, колющих взгляд, об иллюзорности мира и о жуткой реальности, одерживаемой верх над любой глубокой философией: "конечно, человеку нечего терять, кроме своих цепей (когда ничего нет - потерять нечего), но можно еще потерять жизнь". Вот об этом много думал слабый, мечтающий об отдыхе, Касриэл в заваленном рухлядью, никем еще не найденном подвальчике. Здесь он и "отдохнет", и "поможет" своему старому отцу Аврааму Липману, сказавшему для него последнее слово... Невероятно тронул меня Саша Доронин в этой роли и, забегая вперед, скажу, что букет ромашек, предназначавшийся Изе (Диме Кривощапову) я без колебаний отдала именно Касриэлу.
Очень понравилась мне Даша Семенова - сыграть три роли в одном спектакле - невероятный подарок. Три очень разные роли и в каждой из них Даша была удивительно органичной. Правда, когда ей закрывают рот и насильно заставляют кормить новорожденного ребенка, наверное, для нее, как актрисы, одна из сложнейших сцен.
Нелли. Роль Рахили, конечно, потрясающая. Женщина, потерявшая мужа и ребенка, родившая снова, отчаянно цепляющаяся за то материнское, живое, которое толкает к щемящим разговорам с убитым Давидом - своеобразная мольба: пойми, прости... Но есть еще Лиза, девочка, которая всего лишь однажды целовалась, а уже разрушенная и вывернутая наизнанку настолько, что предпочитает увидеть своего рожденного ребенка мертвым. Рахиль протрезвеет и выйдет из мечтательно-надуманной эйфории. Ей не жить, не жить также этим непонятно-откуда родившимся белобрысым младенцам, да и девочку Лизу нужно спасать. Уварова замечательно сыграла. Одни глазищи чего стоят - в них боли - океан...
У Изи нет ничего такого драматического. У него просто офигенно много нежности и доброты в этом ужасном, жестоком месте, где полно унизительных правил, где не разрешены цветы. Но если ты Шимек и у тебя есть Бузя, то тебе не страшны никакие плети. Ты будешь нести ромашки и если пронести не сможешь, то тебе их по одной соберут молчаливые, суровые мужчины - один из самых трогательных моментов в спектакле. Первый момент, когда у меня потекли слезы...
Изя играет с Шогером в шахматы и цена последней партии - тот самый выбор, когда нужно сделать "как лучше"... Дима Кривощапов - бесподобный Изя. Хрупкий и твердый одновременно, молчаливо-упрямый, нежный и даже смешной...
Авраам Липман. В этой постановке у него совсем не так много слов, но собой он заполняет все пространство - он в каждом из детей. Иногда молчание - сильнее и громче любого крика. Когда Авраам узнает о гибели Тойбеле и у него из рук забирают курточку, он продолжает молча сидеть на стуле с опустившейся головой и пустыми руками - мне хотелось кричать от боли вместо него, взять эти ладони в свои руки, отогреть их, хоть как-то облегчить невыносимую муку...
Что может быть страшнее потери своих детей, тем более, когда еще и теряешь их осознанно (!!!), предвидя ад и проходя через него снова и снова?
Честный портной, свято соблюдающий законы Субботы идет на поклон к Шогеру, никогда не снимающий кИпу, снимает ее перед Шогером, когда просит о последних детях, остающихся в гетто - очень сильный, эмоциональный момент.
Cкорее всего, именно этот поступок Липмана вселяет в голову Шогера идею о матче, чтобы еще раз, окончательно и навсегда унизить и испытать силу духа этого старого человека...
Шогер. Человекo-НE-человек, купающийся в своей власти над другими, чудовищно смакующий своё превосходство, без каких-бы то ни было моральных тормозов. Ему скучно просто унижать, издеваться или убивать, ему необходимо это делать изощренно - руками других, просчитывая "ходы вперёд"... Он не глуп ("тот, кто хочет играть в шахматы должен иметь еврейскую голову"), но, тем не менее, ему никогда не понять, что тот, кто с ним играет в этом "зависшем во времени" гетто, слишком хорошо знает цену вечному шаху... Бессилие Шогера - самое важное в финале этого замечательного спектакля.
Вот такому мерзопакостному Шогеру (Саше Гришину) я вручала свой букет дрожащими руками в конце спектакля, а потом и Касриэлу, обоим - со словами благодарности.
Очень пожалела, что не было третьего букета - для потрясающего Авраама Липмана - Ильи Исаева.
А еще лучше, если была бы возможность просто обнять его, без слов...
Смогла бы я заглянуть в глаза актера в этот момент? Не думаю, нет.
После спектакля я была почти в шоке и очень благодарна девченкам, вытащившим меня в караоке, где мы прогудели до 3-х утра. Вот такое вот 15 марта получилось.
* По приезду домой еще раз перечитала роман.
Спасибо всем, кто хранит память и передает ее из поколения в поколения как символическую, трепетную эстафету...
********
(Думаю, что ежедневно или по-возможности буду дополнять сей рассказ, который обещает быть длинным..., сохранила все билеты и программки, ребята подкинули фотографий с поклонов, да и мною сделанные будут помогать вспоминать все увиденное и отложенное в душе по дням и часам...)
Ссылки на мои фото:
Москва - 2012
Третьяковка
Кусково
Пушкинский
No comments:
Post a Comment