Tuesday, November 27, 2012

PAMT, трудное...

Wow!
Peцензия человека, чьи извилины как раз хорошо потрудились (cм. выделенный текст в cтатье).
Гораздо проще "разбомбить", сказать "не моё"...
Kaк замечательно, что ещё ВОТ ТАК можно сказать о трудных вещах, о том, о чём не всегда говорить хочется и чему даже противится твоё нутро...

 ***
Художественный руководитель Российского молодежного театра Алексей Бородин выбирает самый трудный путь, какой можно сегодня представить в сонмище мыльных сериалов и пластических перформансов, заменивших психологический театр. Это путь познания человеческой природы, непредсказуемых извивов судьбы и противостояния этой самой судьбе. Он, может быть, сравним с греческой трагедией, когда все делается для того, чтобы уничтожить личность, сравнять ее с серой безысходностью, а она назло обстоятельствам продолжает бороться.



















Наверняка тем молодым людям, которые придут на спектакль «Участь Электры» лауреата Нобелевской премии Юджина О`Нила, это имя древнегреческой героини, отомстившей собственной матери за смерть отца, ничего не скажет, и уж наверняка сложнейшая драма, раскрывающая темные глубины души по Фрейду, не рассчитана на возраст 14+.
Тем не менее сюжет пьесы по своей конструкции – не что иное, как психологический детектив, если хотите, триллер, цель которого заключена в очистительном катарсисе. А ведь это самый любимый жанр молодежи.

Конечно, этот спектакль требует определенного количества работы извилин и сосредоточенности, ибо по своему темпоритму он очень стремительный, загадочный, непредсказуемый. В первую очередь в мотивах поведения членов одной семьи, в основе которой лежит любовь-ненависть. При этом гены наследственности играют большую роль, так как ребенок, зачатый во вражде, никогда не станет благостным. Ибо мать, в данном случае красавица Кристина в исполнении Янины Соколовской, всю жизнь ненавидела отца – генерала Мэннона. (Его очень сдержанно и даже сурово играет Сергей Насибов.) Поэтому ее роман с сильным и красивым капитаном Брантом (Алексей Веселкин) вполне закономерен, незакономерно лишь то, что она отравляет мужа в супружеской постели, и после этого пытается избавиться от подозрительной дочери.

Итак, начало цепочки преступлений положено, и даже справедливая месть неминуемо порождает ответное убийство – «око за око», а ведь это цивилизованный мир, где должна возобладать гуманность, страх перед неминуемым наказанием, если не людей, то Бога. Но о каком Боге можно говорить, когда, преступив извечную заповедь «Не убий», уже взрослые дети Лавиния и ее брат Орин, два абсолютно разных характера, сильно напоминающих Электру и Ореста, после смерти родителей мечтают о зеленом острове счастья, так как этот родовой дом, напоминающий склеп, проклят и насыщен злыми духами.

Скажете – мистика, игра дьявола со светом? Все может быть, потому что вместе с мщением в сердцах брата и сестры поселился дьявол, который теперь руководит не только их поступками, но и мыслями, делает тела грязными – их захлестывает инцест, то, чем была больна распутная мать, превратив сына в любовника. В общем, образуется такой страшный клубок, который, если и поддается описанию, то не без содрогания.

В этом спектакле нет и не может быть светлых красок, только холодный свет огромной круглой луны, нависающий над богатой усадьбой, где есть много цветов, но когда их приносят в дом, то они мгновенно увядают и напоминают засушенный гербарий, предназначенный для мертвых. Связь с потусторонним миром здесь чувствуется постоянно, так как живые не только носят в себе память о них, но вкусы, привычки предков наследуются детьми. Так, Лавиния Марии Рыщенковой, превращаясь из «гадкого утенка» в светскую львицу, начинает одеваться в зеленые платья, как ее мать, завивать рыжие волосы, как у матери, а сын Орин, глядя в зеркало, все чаще видит черты отца на своем лице. Евгений Редько поразительно тонко и психологически подробно изображает кривую судьбы человека: от маменькиного сынка, неспособного убить даже курицу, до опустошенного войной лейтенанта, презирающего себя и, в конце концов, казнившего себя за совершенные убийства. Можно ли его назвать совестливым человеком? В какой-то мере да, и то с натяжкой, потому что у американского классика в этой пьесе нет и не может быть положительных героев, они все жертвы ожесточившегося мира, где апокалипсис уже налицо. Именно поэтому Лавиния, она же современная Электра, наказывает себя за все свершенные грехи самым страшным, что может быть, – ее заживо замуровывают в собственном доме, где какое-то время «собеседниками» будут портреты предков, напоминающие маски греческой трагедии.

Автор: Любовь ЛЕБЕДИНА (tribuna.ru)

No comments: