Wednesday, February 5, 2014

"Judgment at Nuremberg" - movie and a play.



Я не знала, что Максимилиан Шелл кроме того, что получил Oскара за роль адвоката Оскара (символично как!) Рольфе в фильме Стенли Крамерa, также сыграл в спектакле "Нюрнбернский процесс" по пьесе Эбби Манна на Бродвее через 40 лет после выхода фильма на экраны.
На этот раз ему досталась роль обвиняемого Эрнста Янинга.
Фильм получил 11 номинаций на премию "Оскар", но вручены были всего две. Премией были награждены автор сценария Эбби Манн и актёр Максимилиан Шелл. Через 40 лет оба лауреата этой высшей кинопремии вновь встретились на "Нюрнбергском процессе", но на этот раз не в экранном, а в сценическом его варианте.
Интересно, что в пьесе не указан возраст адвоката Рольфе, которого в кино играл Шелл. Поэтому в спектакле ему сначала предложили именно эту роль. Впрочем, Шелл мог выбрать любую. И актёр выбрал: Эрнста Янинга, известного в нацистской Германии юриста, который в течение всего процесса был непроницаем, пока, наконец, не взорвался монологом и признанием своей вины. Оказывается, эта роль привлекала Максимилиана Шелла ещё 40 лет назад. Но в кино на роль Янинга сначала был приглашён Лоренс Оливье. Перед самым началом съёмок Оливье женился и отказался от фильма. Его срочно заменил Берт Ланкастер, который очень подходил на эту роль внешне, но не более. Настоящую масштабность образу Янинга, по мнению автора пьесы, придал теперь Максимилиан Шелл.
Эбби Манн сделал из своего киносценария специальный сценический вариант, в котором образ Янинга был несколько изменён, "очеловечен". Кульминацией пьесы становится осознание как его собственной вины, так и вины всей Германии, всего немецкого народа, который, что бы ни говорили подсудимые, не мог не знать, что творят нацисты.
Режиссёром были введены в спектакль и кинематографические приёмы. Во время речи прокурора (его великолепно исполнил Роберт Фоксворт) на стены суда проецируются кадры нацистской кинохроники, снятые в гетто и концлагерях.

Инициатор создания пьесы и постановки её в театре Тони Рэндол в интервью:

"- Среди жителей Нью-Йорка, особенно среди эмигрантов из бывшего Советского Союза есть немало тех, кто пострадал от нацистов или кто воевал против них и для кого "Нюрнбергский процесс" связан с очень тяжёлыми воспоминаниями о войне и о потере самых близких людей. Далеко не все они захотят даже в театре вновь окунуться в прошлое. Но мы адресуемся больше к тем, кто не знает и к тем, кто не хочет знать, что был Холокост. И к молодёжи, к детям. Они должны знать правду. А то многие школьники, когда их спрашивают, против кого воевали Соединённые Штаты во Второй мировой войне, отвечают: "Против России". В пьесе поднимается также вопрос об ответственности людей за свои собственные, персональные действия. Да, за развязывание войны ответственны не только Гитлер, но и Сталин, не только Рибентроп, но и Молотов. Каждый человек должен отвечать за свои поступки".

Aвтор пьесы Эбби Манн:

- Я хотел сегодня сказать своей пьесой то же самое, что говорил своим киносценарием 40 лет назад: "Когда человек освобождает себя от личной ответственности, перекладывая всё на обстоятельства, судьбу, начальство, которое думает за него, тогда начинается тоталитаризм, тогда начинается фашизм. Надо смотреть дальше, чем просто "мы или они", "кто не с нами, тот против нас". Идея стара, но не устарела до сих пор: целью нельзя оправдывать средства...

Суд, происходящий на сцене, не оставляет равнодушным. Спектакль не даёт готовых ответов, заставляет вновь задумываться над многими вопросами. Например, как всё это могло случиться в цивилизованной стране? Несёт ли ответственность за гибель 6 миллионов евреев весь немецкий народ? Знал ли народ Германии, что творят нацисты на оккупированных территориях? Ответ на последний вопрос даёт Эрнст Янинг-Максимилиан Шелл: "Мы что, были все глухими? Слепыми? Если мы и не знали, то только потому, что НЕ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ!"

Трудно не согласиться с этим. Но трудно не согласиться и с адвокатом Рольфе, который говорит, что на скамье подсудимых рядом с нацистами должны сидеть и те, кто так или иначе и в то или иное время потворствовал нацистам. Это и некоторые главы правительств, и американские промышленники, продававшие Гитлеру оружие, и союзники, отдавшие нацистам Чехословакию. А судить одних только нацистов несправедливо.

Кстати, во время Нюрнбергского процесса были и американцы, считавшие, что надо прекратить суды над военными преступниками. В пьесе их точку зрения выразил генерал Меррин, у которого своя правда: после поражения нацизма, говорит он, главным противником демократии становится Советский Союз, а в борьбе с большевиками Западу не обойтись без поддержки немецкого народа. На что обвинитель полковник Паркер ответил, что зло должно быть наказано невзирая на краткосрочные политические интересы, если мы не хотим, чтобы это зло повторилось.

Cправедливо ли было вместе с нацистскими преступниками судить в Нюренберге Сталина и Молотова?

Очень интересно высказался Шелл в этой связи:

"- Безусловно. Вспомним хотя бы Катынь. На Нюрнбергском процессе советские представители обвинили немцев в убийстве более 11 тысяч польских офицеров. И только много лет спустя Горбачёв, будучи в Польше, признал, что это дело рук сталинского руководства. То, что разбиралось на Нюрнбергском процессе, проблемы, которые там рассматривались, актуальны и сегодня, и будут актуальны всегда. Ведь речь идёт о свободе человека, об уважении к нему, о ценности любой человеческой жизни".

Примечательно, что спектакль "Нюрнбергский процесс" для драматурга Эбби Манна, которому далеко за 70, - бродвейский дебют, а для Максимилиана Шелла, которому 71 год, - "лебединая песня". Актёр сказал, что когда-то много играл в театрах Европы. Больше не хочет. На Бродвей согласился выйти только потому, что его попросил Эбби Манн.

***

"СУД НАД СУДЬЯМИ"
Радиоспектакль.

Театр имени Моссовета.
Год записи: 1986.

Инсценировка — Павел Хомский.
Режиссёр (радио) — Эдуард Кольбус.
Постановка — Павел Хомский.



И телеверсия:


No comments: