Одесса.
Я не знаю, есть ли в мире город, который (может быть после Москвы и Петербурга) оказал большее влияние на русскую культуру, чем Одесса.
Оставим в стороне хрестоматийные сюжеты о Пушкине в Одессе. Но то, что Одесса дала миру Ахматову, Бабеля, Багрицкого, Олешу, Ильфа, Петрова, Катаева, Жванецкого…
Одного этого достаточно чтобы понять: вся русская литература 20 века невообразима без Одессы.
А сюда ведь надо еще прибавить и долго живших в Одессе Бунина, Куприна, Паустовского…
Как можно себе представить русскую культуру без Рихтера, Ойстраха, Гилельса, Утесова?
Впрочем, ладно. Хватит перечислять фамилии. Мы все знаем, что такое Одесса. И даже тот самый «блатной» язык на котором говорит Путин - это одесский язык: «феня» - смесь суржика и идиш, вкраплением греческих и цыганских слов.
И теперь Россия бомбит Одессу. Ее порт («в ночи простерт»). Ее старинные особняки и храмы, ее здания, скверы и улицы. Гибнут и получают увечья одесситы. Старики, женщины, дети.
Путин не хочет, чтобы Одесса занималась тем, чем она занималась с момента своего основания - торговала зерном. Потому он ее бомбит.
Если в России еще остались русские люди, то они должны понять, что они стреляют себе в висок. Они убивают город, который в значительной степени создал их культуру, про величие которой они все время талдычат.
Они все время кричат, что украинский национализм угрожает русской культуре в Украине, а сами бомбят Одессу, то есть один из источников этой культуры!
Один из моих любимых сюжетов в истории немецкой культуры является заочная полемика между Томасом Манном и Йозефом Геббельсом. Во время Второй Мировой войны Томас Манн, будучи уже в эмиграции, в Лондоне, выступил по ВВС с резкой критикой национал-социализма.
Узнав об этом, Геббельс сказал: «немецкая культура обойдется теперь и без господина Манна».
На что нобелевский лауреат Томас Манн ответил: «Немецкая культура - там где я!».
Русская культура - там где Одесса. В Москве и Петербурге ее не осталось.
Там лишь Прилепин и Чичерина, Певцов и Машков, Богомолов и Шаман… Если это и деятели культуры, то ровно те, что описаны в знаменитом романе Клауса Манна (сына Томаса Манна) «Мефисто».
Я понимаю, что отчуждение между украинцами и русскими, та ненависть, которая теперь разделяет их, не пройдет в одно мгновение.
Нужны будут годы, прежде чем опять станет возможным обычное человеческое общение.
Но до сих пор я был убежден, что если когда-нибудь и начнется восстановление былой дружбы, то оно начнется в Одессе.
Но теперь это невозможно. Путин перерезал последнюю ниточку, которая еще хоть что-то соединяла, которая давала надежду на то, что не все еще потеряно. Путин потерял Одессу. Он потерял одесситов. И, зная их характер, могу уверенно сказать: теперь они будут последними, кто забудет то зло, которое Россия им причинила.
Альфред Кох
На фото - Одесса. Дом ученых. Бывший дворец графа Толстого. Рояль, на котором а 1847 году играл Ференц Лист.
No comments:
Post a Comment