Недавно закончила этот роман. И хотя читала произведения этого писателя и раньше, эта книга очень меня поразила. Чем?
Человек, потерявший душу, – эта коллизия многократно описана в классике. «Портрет» Гоголя. «Шагреневая кожа» Бальзака. "Он мог все – и не хотел уже ничего" (Бальзак). В отличие от героев Гоголя и Бальзака, герой романа Моэма «Луна и грош» сумел преодолеть искушение благополучием. Он смог сделать главный выбор своей жизни – между луной и грошом – в пользу луны. Прототипом Чарльза Стрикленда был Поль Гоген. Тот самый. Книга считается его своеобразной "вольной биографией". Так вот, некий английский маклер, довольно успешный бизнесмен, прилежный семьянин в одночасье бросает все и решает стать художником, заметьте, в возрасте, перевалившим за 45... Книга удивительная, читается так, что хочется выделить чуть ли не каждое предложение. Потеря и поиск души. Как, какими путями это происходит? Вопрос, который всегда меня интересовал. Книга эта - ответ на многие вопросы. Стрикленд (Гоген) при жизни никогда знаменитым не стал, потому, что никогда к этому не стремился, ему это было по барабану. Его единственным желанием было выражать на полотнах то, что жило у него внутри, что просилось наружу, на свободу. Отъезд на Таити был для Гогена не причудой, не прихотью, не капризом. Это было художественной необходимостью. Единственно возможным решением для человека, который всю жизнь хотел рисовать зеленых женщин, синие пальмы и ярко-красные небеса. Он приехал туда не расширять сознание, а работать. Между тем у его странных кричащих картин не было целевой аудитории в то время, когда они создавались. Она появилась потом, уже после смерти художника. Но думаю, что Гогена не очень занимала мысль об аудитории. Он просто делал то, зачем родился на этот свет. Это как раз тот случай, когда не можешь не рисовать... Таких примеров может быть множество.
Hеважно посредством чего ты самовыражаешься, важно, чтобы было что выразить. То, что изначально в тебе заложено. У одних - это ярковыражено с малолетства, у других - может дремать до "своего часа", у третьих - это необязательно будет то, что не дает покоя. Многие познают себя через жизнь, через других людей. Мне кажется, что понять цель, смысл жизни нельзя, но нужно всегда оставлять свое сердце открытым для любых ее проявлений. И никода не будет скучно, или безразличнo. Возвращаясь к Моэму. Стрикленд умирает от страшной болезни. Но, уже будучи больным, немощным, ослепшим, продолжает стремиться к выражению той красоты, которая всегда жила внутри и рвалась на свободу. Он доживал последние дни на Таити, в убогом домике, стены которого он расписал своим воображением, на полотнА уже не было не было средств, а силы, подгоняемые вечным желанием рисовать, оставили его только с последним дыханием. Талантливые люди, пожалуйста, творите. Это очень нужно другим, неталантливым. Они, наверное, львиную долю черпают из того, чем вы с ними делитесь и продолжают свой путь, путь познания того, что лечит душу.
No comments:
Post a Comment