Monday, July 26, 2010
"Комната Джованни", В. Белякович, Театр на Юго-Западе.
Для меня это второй спектакль в постановке Валерия Беляковича и не могла отделаться от мысли вначале, что очень уж по драматичности, сценографии, сумасшествию, хаосу и особенно музыкальному сопровождению перекликается с "Дракулой". Нахлынуло разочарование и невольная досада, которая, к моей радости и удовлетворению, стали исчезать и не замечаться дальше по ходу действия. Очень-очень напрягло меня начало, пафосносность и почти речитативные скороговорки монологов. Подумалось: а ведь могло все иначе чувствоваться, говори ты свои слова, Дэвид, нормальным голосом. Тем голосом, от лица которого идет повествование в книге... Тихим, настороженным, испуганным, нерешительным... Все это появляется позже (не только у Дэвида, но и у Хэллы) и появляется именно тогда, когда нужно, почти предсказуемо. Т.е., несмотря на то, что место и действия были перепутаны во времени, все понималось нормально и даже почти не удивляло то, что узнаваемые строки из разных частей книги объедены в одно целое - метко и органично.
Нужно просто напрочь отодвинуть в сторону отложившееся в голове от прочитанного, ибо увиденное в этой телеверсии - совершенно "свое собственное" режиссерское видение. Он придумал спектакль именно таким, не добиваясь сходства, не опасаясь различий. И за это хотелось бы сказать "спасибо", т.к. многое из увиденного, мне лично, помогло лучше понять книгу.
Клетки - потрясающе верное сценическое решение. Превращение Джованни в танцора - явный расчет на пластичный талант Матошина. И если в "Дракуле" он только физической энергией своей очаровывал, то в "Комнате Джованни" я, наконец, увидела сочетание души и тела в лице драматического актера А. Матошина. Очень понравился он мне не только в сцене рассказа о потерянном ребенке, но и особенно в сцене раставания с Дэвидом.
Понравился Анжело. Персонаж, скорее всего превращенный из некоего странного незнакомца, предвещавшего Дэвиду его несчатное будущее с Джованни. Стихи, прочитанные им, подталкивают к этой мысли. Возможно поэтому, именно ангел/Анжело уводит Джованни в темноту небытия в конце спектакля (немного чересчур, на мой взгляд, такая концовка, как и чересчур драматическая музыка в местах для усиления эффекта драматичности). По-моему, ничего не нужно усиливать там, где и так чувствуется натянутая до предела безысходность...
Т.е., в некоторых местах чувствовался перебор, а некоторые места просто завораживали и улыбали - первое появление Джованни(на руках у толпы) и итальянский танец в исполнении Дэвида и Джованни.
Вот как-то Дэвида я так и "не дождалась", не ощутила. В сценах с другими он играл хорошо, замечательно, но вот не жалко его, не чувствуется его одиночество и страх, чувствуется, пожалуй, больше всего, только боль, отчаянье и желание вырваться из клетки. "Сам не гам и другому не дам"..., мне только жалко его будущей жизни, потом, после Хэллы и Джованни.
"И до самого смертного часа, словно ведьмы Макбета, будут преследовать меня всплывающие как из-под земли воспоминания, и лицо Джованни будет появляться передо мной, его лицо в разные моменты нашей совместной жизни, и в ушах пронзительно зазвучит его голос - его тембр и особенный говорок, и запах тела Джованни снова ударит мне в нос."
В книге Дэвид говорит об этом в ту ночь, когда впервые встречает Джованни, наперед осознавая, что не уйти ему из бара, не сдвинуться с места, не побороть переполняющего его возбуждения.
Стихами, так понравившимися мне оказался отрывок из "Баллады Рэдингской тюрьмы" О.Уайльда, до этого никогда мною не слышанными. Добрые люди (спасибо, Аленк) помогли с определением и я, конечно, распечатала и прочла всю балладу полностью. Здесь же выложу только то, что звучит в спектакле (с переработками, конечно):
"Оставь его, оставь!
Ведь каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один - жестокостью,
Другой - отравою похвал,
Коварным поцелуем - трус,
А смелый - наповал.
Один убил на склоне лет,
В расцвете сил - другой.
Кто властью золота душил,
Кто похотью слепой,
А милосердный пожалел:
Сразил своей рукой.
Кто слишком преданно любил,
Кто сразу разлюбил,
Кто покупал, кто продавал,
Кто лгал, кто слезы лил,
Но ведь не каждый принял смерть
За то, что он любил.
Оставь его, оставь!
Не продлевай его страданий,
Ибо его любовь, внезапно вспыхнувшая страсть,
Требует ответного огня
А ты мертв, душа твоя иссохла,
Оставь его, оставь -
Он принесет тебе несчастье."
Эти строки хорошо "расставляют все по полкам" и многое начинаешь видеть под уже совершенно другим углом.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
4 comments:
написала очень длинный ответ и блог его не пропустил по размеру(((((( попробую восстановить позже((
едва прочитала твой отзыв - родилось очень много мыслей - все они запутались в хаотичном беспорядке, но я обязательно выстрою их стройными рядами, потому что сказать нужно многое и обязательно нужно выговориться.
Музыка - она сводит с ума и заставляет бесконтрольно дрожать всем телом. В редких случаях, когда она начинает играть в неподходящих местах, я стараюсь тут же схватить трубку, иначе у меня возникает ощущение, что весь офис пристально наблюдает за тем, как я онанирую свой мозг) Кстати, от других произведений этого исполнителя ничего такого не происходит. Видимо, Романыч, как всегда, волшебным образом нашел жемчужины в устрицах)
"а ведь могло все иначе чувствоваться, говори ты свои слова, Дэвид, нормальным голосом.... Вот как-то Дэвида я так и "не дождалась", не ощутила." +1000! а я ведь уже много лет вынашиваю фантазию о том, что в эту роль идеально бы вписался наш общий знакомый - и дело не в моих извращенных идеях, а в Его интонациях, Его взглядах - смущенных, растерянных, задумчивых, ребячливых, многообещающих, невероятно загадочных и таких многозначительных,что слова порой бывают совсем не нужны - ведь герой не произносит своего текста вслух - его мысли читаются в его глазах, и могли бы прочитаться и в Сашиных глазах, если бы он когда-нибудь рискнул замахнуться...)
"не добиваясь сходства, не опасаясь различий" - красиво сказано)
"пластичный талант Матошина" - на последней "Встрече с песней", когда ВРБ раздавал призы артистам, Леша поведал историю о том, что когда ВРБ увидел его в Нижнем Новгороде, то окрестил его "Бура" - сокращенно от "Буратино" - таким непластичным он был) а в конце речи скромно поблагодарил создателя - "Спасибо, Папа")))
в сцене раставания с Дэвидом. - а мне очень нравится момент после их "первой ночи" - Дэвид спиной, а Джованни держит его за руку и кладет голову ему на плечо - для меня в этом все тепло и сущность взаимоотношений между людьми. Когда есть не только прикосновение, но и контакт)
Post a Comment