Saturday, July 24, 2010
"Giovanni's Room", by James Baldwin
Эту книгу я решила прочесть до просмотра скачанной телеверсии спектакля Театра на Юго-Западе, недавно с радостью обнаруженной на трекере.
Прочитала легко, за один день, но не могу сказать, что книга мне понравилась. От нее остается какое-то гнетуще-жалостливое впечатление.
Комната на окраине города не может принести счаться, живущим в ней людям. "Никто не может ничего отдать, не отдав самого себя - то есть, не рискуя собой". "Отдав самого себя" Дэвиду, Джованни пытается "приручить его, сделать "своим", но терпит неудачу, стоявшую ему жизни. Пытаясь обрести в Джованни самого себя, Дэвид, в свою очередь, не может переступить ту грань, за которой его рациональность уже не властны над его природой. Временно соединившись, судьбы этих двоих людей, наконец, приобретают опеределенность - один погибает, другой - навсегда освобождается от ненавистной опеки буржуазной морали, вступая "в длинную холодную зиму своей жизни".
Вся книга пронизана прекрасными размышлениями, которые можно разобрать на цитаты, в них находишь то, о чем задумывается, уверена, каждый человек, но далеко не каждый может произнести это вслух:
"Я принадлежу, вернее, принадлежал к тем людям, которые превыше всего ценят в себе силу воли, умение на что-то решиться и добиться своего. Только это похвальное качество, как, впрочем, и остальные, весьма сомнительны. Люди, которые свято верят в то, что у них сильная воля и они управляют собственной судьбой, неизбежно занимаются самообманом - это и питает их уверенность. Их выбор всегда с изъяном, потому что по-настоящему решает проблему выбора тот скромный незаносчивый ум, который понимает, что решение зависит от тысячи случайных, заранее предусмотренных мелочей, а придумывать себе сложную систему допущений, тешить себя иллюзиями - значить видеть мир придуманный, а не реальный".
Решив давным-давно не касаться больше ничего грязного или порочного, быть таким как как все, приводит Дэвида к самообману. Пытаясь оставаться "чистым", он вовлекает себя в бесконечный замкнутый круг страха, ужаса и смятения, возникающего кажый раз, при попытке "заглянуть в себя".
Джованни намного честнее. Он есть, кто он есть. О делает и чувствует то, что чувствует. В прошлой жизни он хотел быть счастлив и был таковым, пока не наступил момент, когда он плюнул на распятие и проклял Бога. Это случилось тогда, когда у них с женой родился мертвый ребенок. Он бросает все и оставляет позади свою маленькую итальянскую деревушку, свою незамысловатую, но счастливую и размеренную доселе, полную смысла полноценную жизнь. Его трагедия в том, что полюбив Дэвида, он увидел надежду и сам же Дэвид эту надежду у него отнимает.
В книге присутствует довольно значительный женский персонаж (Хелла), с очень хорошими, глубокими рассуждениями, но она совершенно не оставляет никакого следа о себе. И только поэтому понимаешь, что без нее нельзя было бы лучше понять Дэвида, его метания:
"Нельзя не принимать людей всерьез, они слишком сложны. Да и я слишком сложен, поэтому мне нельзя верить. Будь я попроще, нынешней ночью я не сидел бы один в этом доме. Хелла не была бы так далеко от меня, а Джованни на рассвете не ждала бы гильотина"
Очень яркая, исповедальная манера письма. От первого лица. Такая открытость. Становится немножко жутко. Жалко их всех. Несчастливых.
И, пожалуй, больше всего поразило в книге вот это:
"Наша жизнь – это, то, что чем мы ее делаем, как, впрочем, и любовь.
Если относимся мы к ней возвышенно – такой она и станет; будем бояться и стесняться ее – она станет уродливой и постыдной".
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment