Tuesday, February 14, 2023

Свидетельства выживших. Мариуполь

Наталья Лафазан

"Мама, а если у нас не станет дома, как у дедушки с бабушкой, что мы будем делать?" Моя младшая доченька выбрала самый щадящий глагол - "не станет". Сверху все гремело и взрывалось. В подвале был лишь тусклый свет фонарика, который давал небольшую возможность увидеть очертания человека. Стены дрожали. Я подтянула Полину к себе поближе и тихим, спокойным голосом сказала: "Мы купим новый". Она подняла на меня свои уставшие и сонные глазенки с спросила: "А у нас есть деньги?" Я уверенно ответила: "Да". Мне было все равно, как я потом дальше буду разбираться с этим обманом, но ее сердечко перестало так дико колотиться и вырываться из груди. Она прижалась ко мне и я, обняв ее, посильнее натянула ей на уши шапку. В подвале висело зловещее молчание. Кто-то дремал, кто-то просто безумно от этого устал, кто-то ковырялся в своих мыслях. Варюша, услышав нашу беседу, словно найдя безопасный островок, подвинулась к нам ближе. Она положила мне на грудь свою светловолосую головку, обняла меня маленькими, худыми ручонками и тихо спросила: "А вы нас возьмёте?" Тут я не кривя душой ответила: "Конечно. У Поли же скоро День рождение. Мы, как всегда, его будем отмечать вместе". Девченки начали перешоптываться. Они строили планы. Наверху не стихало. Они обсуждали торт и что бы можно было подарить. Так мы скоротали ещё минут 15. Затем Варя застала меня врасплох. Она тихо спросила, заглядывая мне в глаза, словно хотела не только услышать голосовой ответ: "А можно мне завтра чашку чая не на двоих?". Я замешкалась и ответила: "Варюш, папам опасно стоять около костра. Они и так там проводят очень много времени. Да и дрова заканчиваются. Это сильно большая роскошь". Варя задумалась и возразила: "Полине сегодня дали целую чашку". Я подбирала несколько секунд слова и потом отрезала грубовато: "У Полины ангина". Ее детский ответ меня растрогал: "Я тоже хочу заболеть. И у меня будет полная чашка чая". Я не могу передать то, что творилось у меня в душе. Я их крепко прижала и прошептала: "Завтра я принесу чашку чая Полине и вторую нам на двоих. Но ты ее выпьешь одна, подходит?" Она задумалась и спросила: "А Вы?" Я ответила, что чай я никогда и не любила. Она повеселела и улыбнулась. Я прошептала, что уже давно пора всем засыпать. Она снова спросила: "А Вы?". Я ответила, что пока ее мама и Юля спит - я дежурю. Потом посплю я. Девочки согласились и начали понемногу засыпать. Потом они тихо засопели. Я лежала, обнимая их, и прислушивалась к прилетаем. Уже все чаще были входящие. С каждым днём всё чаще и чаще. Я думала о девочках и о чае. О простом чае, который в обычной жизни был банальным ежедневным пустяком. Теперь дети о нем мечтали. К слову, утром, когда я спускала чай Полине и Варе, Варя протянула мне чашку и сказала: "Ну хоть глоточек. Вам же нужно согреться".

#война #мариуполь

No comments: