Thursday, November 11, 2010

"Мама", Д. Евстигнеева

По "молодости" своей реальную историю, взятую за основу сценария, помню смутно. Честно говоря, купилась на звездный состав актеров и хотя не могу сказать, что фильм перевернул мне душу, но точно не жалею, что его посмотрела.
Главное, что понравилось в этом фильме - он вызывает чувство сострадания.
Многодетная мать силой своего сложившегося мира определила меру вины, расплаты и таким образом - будущего своих сыновей. Но преемственность и душевное родство не распадается, а наоборот, только подтверждает свою силу. И это происходит благодаря крепкой изначальной связи сыновей со стихией любви, идущей от матери.
Слишком много пережито вместе: голод, холод, отец в лагере, человеческая незащищённость всей семьи перед законами государства, подлость тюремщиков, убийство отца, ранение сына и брата. Жаловаться некому. И мать ведёт осиротевшую, бездомную, безденежную семью с тяжело раненым старшим сыном, который не известно выживет ли, в неизвестность, в Москву, потому что деться некуда. Там возникает идея создать семейный музыкальный ансамбль. Мама "всегда знала как жить" и сыновья ей всегда верили, всегда и во всем подчинялись. Пожалуй, главное, из-за чего я фильм не могу принять - зачем нужно было так рисковать, спланировав вооруженный захват самолета? Ведь столько было в то время покалеченных семей и судеб... Думается, что мать понимала - семье не выжить в советских условиях, ну и одной из самых благородных причин являлась надежда на то, что "там" парализованного сына обязательно поставят на ноги...
Но происходит катастрофа: погибают ни в чем неповинные пассажиры, погибает старший сын Никита и семья в одночасье катится в пропасть...
Каждый из них проходит свой собственный путь расплаты и не смотря ни на что, ни один из них ничего не забудет, ни отчего не отречется... Покалеченные, но не сломленные, вмиг откликнувшиеся по первому зову вышедшей из 15-летнего тюремного заключения матери, у которой есть план. И план этот - забрать парализованного Лёнчика из психушки и вернуться на родину, в далекую Шую. Нонна Мордюкова в этой роли очень органична. Немногословна, что вполне объяснимо: не тюрьма ее "съела", огрубила и состарила, а невероятно огромное собственное чувство вины. Теперь бы только успеть, только бы набраться сил взглянуть в глаза сыну, приговорившего её к "высшей мере", после которой уже ничего нельзя исправить...
Сцена встечи с сыном в психушке, на мой взгляд - одна из самых сильных фильме, после убийства отца на глазах у всей семьи...
Описать это нельзя, это нужно видеть...



Сын хорошенько научился придуриваться за эти годы, все 15 лет помня мать и братьев, стараясь анализировать... Он не только выживает, но и обретает свой голос - от его имени ведется повествование фильма, хоть и заговорит он только уже в поезде, по дороге домой, один на один с матерью... Очень тяжелый разговор и очень необходимый, особенно для тех, кто фильм смотрит. Олегу Меньшикову - искреннее спасибо. Ведь разговаривая с матерью, вспоминая тот страшный день и свои пальцы на кнопке взрывного устройства, Леня на нее не смотрит, он единственный из оставшихся пяти, больше ей не верит, и не просто не верит - винит... И все это время мать не сводит с него глаз. Ни одной ярковыраженной эмоции на лице, молча встает и молча уходит...



Немного напрягло меня окончание. Наверное, все невыговоренное вслух толкает мать на эту сцену - на перроне родной станции она просит у детей прощения. Вот как-то неестественно оно для меня воспринялось, мне казалось, что молчанием, или взглядом сказать можно гораздо больше. Поэтому очень благодарна режиссеру, сумевшего эту сцену видоизменить. Мы смотрим на лица совершенно растерянных сыновей и видим, что они проясняются, растягиваясь в улыбке - мать закрывает лицо испачканными сажей ладонями, вперемешку со слезами - это уже не так жАлко, это просто смешно...
Этот финальный эпизод может вызвать раздражение, если не почувствовать символики и пафоса всего фильма.
Не благодаря, а вопреки, все на свете можно пережить тогда, когда есть главное - любовь.



В заключении, добрые слова также хочется сказать в адрес актеров, сыгравших Василия, Юру, Николая и Пашку. Очень понравился Миронов, заводящийся с полоборота. Когда он рванул за огурцами, я грешным делом подумала, что сбежит и потом учащенно стучало сердце от ужаса, что не добежит и отстанет от поезда. Ну и его корефан - Машков, с бакенбардами (очень смешной был момент, когда он пытался драться ремнем с пряжкой, смешной потому, что хотел - да не успел, получив по "чайнику").
Т.е. перед нами не персонажи и не плоды фантазии, а очень живые, реальные братья.
Спасибо за фильм.

No comments: