Телеверсия 2006г.
Режиссер: А. Житинкин
В ролях: Александр Домогаров, Лариса Кузнецова, Андрей Ильин
Удивительный спектакль - трогательный, смешной, грустный.
Он "втягивает и влюбляет в себя" осторожно, по-тихонечку, совершенно незаметно...
Война - жестокое и жесткое время, сметающая жизни, калечащая человеческие души...
А еще, оказывается, она может роднить, как ни странно.
Вот об этом спектакль - о родстве, которое сильнее любви...
В своей пустой и холодной блокадной комнате Марек Евстигнеев находит замерзающую от холода девчушку. "Ничейные" существа за несколько дней становятся родными друг другу. У девочки Лики заканчивается смертельно-пугающая тишина, а у мальчика Марата появляется доселе незнаное чувство заботы о беззащитном и хрупком создании. Приносить друг другу радость - это уже как необходимый воздух, которым дышишь. У Лики для Марата сюрприз, бесценный подарок - продуктовая посылка от мамы, а у Марата для Лики - чудо-цветок и крохотный кусочек сахара. "Эх, померк мой сахар" (на фоне посылки) - досадствует Марат... "Никогда!" - уверяет решительная Лика. Эта объединяющая, пьянащая радость бытия, конечно щедро и уверенно наполняет их сердца любовью.
С появлением в их жизни обмороженного, больного Леонидика, кажется, никогда больше не будет таких трогательных, искренних моментов тет-а-тет... У Марека и Лики, почему-то, никогда не будет больше времени для себя, невозможно будет поговорить, сказать самые важные слова на свете. И не жалость к немощному и несчастному тому причиной, и не ревность Марата. Просто они втроем сроднились и доставить боль кому-то - страшно, неправильно, дико...
Первый предательский ком у меня подкрался к горлу перед уходом Марека на фронт, когда он пытается объяснится с Ликой. Сцена стирки - потрясающая... Потом - объяснение с "кареглазиком" и прочитанная записка. "Каждый выстрел теперь будет направлен на него", произносит Лика. "Он счастливый", с горечью говорит уходящий следом Леонидик...
Вернувшийся первым с войны, с черным протезом вместо левой руки, Леонидик, пытается "достучаться" до девочки, ставшей ему любимой и роднее всех родных. Но она все еще ждет своего Марата, который не пишет. Свято ждет, дарит себе подарки от его имени и верит...
И, конечно, Марек вернется к своей Лике.
Только между ними уже будет первая разлука в четыре года, за время которой они умудрились повзрослеть, остепениться. Натянутые недомолвки, переходящие во взрывающиеся бравады, выпивон с закусоном - в виде занюхинивания голов, драки и "тёмная ночь" под гитару затягиваются надолго, пока Марат не произнесет: "Ладно, ребята, кому-то надо уезжать"...
Когда Лика довольно утвердительно вслух предположит, что первым уезжающим, конечно, будет Марат, произойдет нечто, что на мой взгляд предрешит последующий выбор Лики. В этот момент схитрит "провокатор" Леонидик, озвучив намеренье Марата уехать в Саратов. Эта сцена, вобще - решающая в спектакле. Сцена выбора. Я уверена, Марек никуда уезжать не собирался, но первый лавинный ком уже сдвинут... Они разные - Марат и Леонидик. Марат не хочет вслух произносить тех слов, о которых, он уверен, Лика знает. А Леонидик, в свою очередь, не стесняется сказать о своих чувствах. Да еще скажет так..., что мороз по коже..., даже у Марата...
Сколько людей на свете живут, пытаясь забыть то, что не забывается? Сколько одновременно еще людей, которые пытаются это не замечать?
Годы после ухода Марата именно такие. Леонидик еще друг, дружочек... Сердце еще щемит от воспоминаний и любимого мотива... Но время предательски уходит сквозь пальцы. Кто-то безвотвратно теряет кого-то...
Потом нахлынет мой второй ком. Встреча Лики и Марата через 13 лет. Тот ужасный момент для Марата, когда он поймет, что навсегда потерял Лику и тот не менее ужасный момент для Лики, когда нужно отпустить и отдать то, что пряталось и теплилось еще в глубине души.
Когда заходит разговор о переезде на другую квартиру, Лика стоит спиной к Марату. Он бережно трогает ее волосы и спрашивает о комнате, что будет с ней - "Не жалко?" И тут Лика начинает беззвучно и судорожно ртом хватать воздух, задыхаться. Она поворачивается, но сил нет даже обнять. Её руки безвольно падают ниц, голова ложится на родное плечо.
Всё.
В этом безмолвии - конец их любви. Конец "девочки Лики и мальчика Марата"
Бедный Леонидик попытается исправить ситуацию своим уходом, не понимая, что при этом снова наступает дежавю: уходящий, делает несчастными двух двоих остающихся...
И если у Лики с Леонидиком было достаточно времени для того, чтобы они полюбили друг друга, то возможно ли Марату и Лике возродить из пепла то, что перегорело????
Не помню, когда в последний раз так щемило в груди. И слезы были, и боль...
Это ведь так узнваемо, так жизенно, так человечно.
Как здорово, что есть такие спектакли, позволяющие сопереживать, позволяющие прислушиваться к себе самому.
Огромная благодарность замечательным актерам, режиссеру и тем, кто превратил это сценическое действие в телеверсию.
***
Помню, как понравилась аннотация на трекере, с которого скачивала, по-моему, лучше, замечательнее, ёмче сказать просто невозможно:
"Мальчик с девочкой, случайные соседи под
бомбежкой в блокадном Ленинграде - да-да, именно так - ложатся на одну
кровать, чтобы согреться, и смеются от счастья: наконец-то рядом слышно
чье-то дыхание... В комнату, теряя сознание, входит обмороженный третий,
которого надо спасти: ведь он не "третий-лишний", а
"третий-еще-один-выживший"... Мальчики раньше положенного отправляются
на фронт: один - из гордости, другой - чтобы не отстать от первого в
благородстве... Те же трое, постаревшие на 15 лет и одну войну. Уже не
девочка и уже не мальчик, бежавшие от собственного счастья, теперь
мучительно возвращаются к нему. Третий, для которого бремя его любви
стало невыносимым, так же мучительно учится быть свободным...В этом
спектакле война - вся в белом, стерильна. Кровоточит только душа. Будь
иначе, разве играли бы десять лет при аншлагах. Премьера состоялась в
1995 году!"
No comments:
Post a Comment