Режиссер театра и кино, сценарист, продюсер, писатель, в 2012 году Андрей Кончаловский отмечает двойной юбилей: свое 75-летие и 50 лет творческой деятельности. В преддверии столь крупных юбилейных дат режиссер встретился с журналистами и поделился своими мыслями о том, что происходит в современной культуре.
Бондарчук — хороший бизнесмен
— Как вы относитесь к тому, что во главе совета директоров киностудии «Ленфильм» встал Федор Бондарчук? Нужна ли исконно петербургской студии Москва?— История любви и ненависти между Петербургом и Москвой — история древняя, растянувшаяся в пространстве и времени не менее чем на 150 лет. Эти два великих города постоянно конкурируют друг с другом, и я склонен считать, что конкуренция эта продуктивная. Поэтому ничего дурного в назначении Бондарчука главой совета директоров «Ленфильма» не вижу: ведь, судя по тому, как организована работа над его проектами, он — хороший бизнесмен. При этом умение вести дела никак не относится к его режиссерским качествам. Совет директоров занимается организацией производства, не имея никакого отношения к художественному процессу. Сейчас важно, чтобы «Ленфильм» стал самодостаточной, самоокупающейся организацией, вышел на рыночный уровень и развивался. Не думаю, что совет директоров будет пытаться влиять на творчество киностудии. Но повторюсь: необходимо, чтобы «Ленфильм» существовал и функционировал, а не отошел на растерзание бизнес-структурам.
Искусство сегодня превращается в товар
— Сейчас на Россию обрушивается настоящий поток недоброкачественного продукта, маскирующегося под «культурные ценности»: кинофильмы, театр, изобразительное искусство… Выстоит ли русская культура? — Не хочу делать прогнозов, потому что это дело неблагодарное. В нашей культуре происходят те же процессы, что и во всем западном мире. Российская культура, как бы она ни старалась заявлять о своем «особом пути», четко делится на два периода: до Петра I и после. Что было до? Скоморохи, балалайки, летопись «Слово о полку Игореве». Что было после? Пушкин, Чехов, Чайковский, Достоевский, то есть все то, что повлияло на мировую культуру. Почему все именно так, а не иначе? А потому, что русская культура — производная от европейской, хотим мы этого или нет. В свою очередь русские делятся на два вида — «русских европейцев» и «русских неевропейцев». «Русские европейцы» — это Петербург и его жители. Поэтому эрозия, поразившая западную культуру, надвигается и на нас. Более того, она уже здесь. Между прочим, об этом предупреждал еще Солженицын, говоря о том, что западная культура поглощается люмпенами. Сейчас искусство превращается в товар, утилитарность выходит на первый план. Думаю, все прекрасно понимают, что для товара важно не качество, а количество. Итак, эрозия мировой культуры — налицо. Поэтому вопрос «выживет ли русская культура?» — это глаза, полные надежды, обращенные в сторону Европы, которой уже плохо.
Для России оторваться от традиций равносильно смерти
— Но ведь есть же примеры цивилизаций, противостоящих европейской товарно-культурной экспансии! Почему бы нам не перенять опыт?— Мы не оторваны от европейского мира, как бы того иногда ни хотелось. Мы ведь не можем сравнивать себя с китайцами, индусами, с мусульманскими странами, которые определяются своей самобытностью. Например, мусульманская культура — мощнейшая из существующих, отвечающая молниеносной реакцией на агрессию европейского рынка, поэтому конфликт христианской и мусульманской цивилизаций налицо. Но стоит обратить внимание и на корень проблемы: Европа порвала с традициями, к чему подталкивает всех, завязанных с нею на рыночных отношениях, предлагая постмодернизм как главную новинку тысячелетия. Для России, как верно заметил Маяковский, оторваться от традиций равносильно смерти. Но мы не можем построить вокруг нашей страны огромный забор, это уже было. Поэтому нам остается одно: каждому быть на своем месте и делать свое дело. И если кто-то может сказать что-то новое в старой форме — то это прекрасно.
Люди стали больше знать и больше думать
— Изменилось ли ваше отношение к русскому народу в свете минувших петербургских и московских волнений?— Нет, не изменилось. Как я уже сказал, русские делятся на две нации, на две страны — на «Русь Московскую» и «Россию Европейскую». Московская цивилизация всегда проповедовала моноцентризм и противопоставляла себя Европе и ее традициям. «Европейская Россия» в свою очередь стремилась открыть ворота, воевать, завоевывать, но и учиться в рамках прямого диалога со всем
остальным миром. Именно эта «сторона монеты» породила ту культуру,
которой мы гордимся. Сейчас мы можем наблюдать рождение нового поколения «европейских русских», что связано с появлением Интернета, свободным доступом к информации. Люди стали больше знать, больше думать, а следовательно — сомневаться. А развитие без сомнения невозможно. «Московская Русь» в свою очередь не допускает сомнений: «веруй, не сомневайся». Но все же большая часть нашего народа не хочет быть втянутой в какие-либо истории, ей чужды сомнения: этим людям нужно только одно — чтобы их оставили в покое, так как они не видят себя частью механизма государственного устройства. Вообще свободу не дают, свободу берут. И если человек не берет свободу, то ее не принесут ему на блюдечке, ему так и будут приказывать. Конечно, мои убеждения выглядят достаточно консервативно на фоне того, что происходит, но нам еще ждать и ждать, пока в стране возникнет класс россиян, которые захотят принять участие в управлении государством и добьются хотя бы появления асфальтированных дорог.
В конечном итоге все возвращается к исходной точке
— Должно ли современное искусство отражать политические и социальные проблемы государства? Долго ли еще «новый взгляд» будет править бал?— Места хватит всем, я в этом уверен. Быть гражданином — обязанность, но это не подписывает поэта на отражение каких-то гражданских позиций в своих произведениях. Поэтому художников всегда было много: одни говорят о насущных проблемах, другие — занимаются поиском Бога. Важно одно: если это талантливо, то это имеет право существовать. Сейчас очень часто говорят, что «искусство стало современным». Но позвольте, искусство — это в первую очередь эмоции, которые вызывают мысли, а не наоборот. Поэтому актуально, то есть современно, именно то, что волнует, а не какие-то новые формы. Но знаете, есть такое явление, как мода, оно захватывает молодые умы, подталкивая их на разрушение «старого». Но мода умирает, исчезает, и в конечном счете все возвращается к исходной точке.
"Вечерний Петербург", Алексей Блахнов
С удовольствием прочла...
No comments:
Post a Comment