Friday, December 4, 2009

«Музыка жизни» Эльдара Рязанова

«Музыка жизни» Эльдара Рязанова

Карпекина Татьяна
3.12.2009, 16:16
Знаменитый комедиограф Эльдар Рязанов дебютировал в жанре музыкально-поэтического видеофильма. В картине «Музыка жизни», вышедшей на DVD, режиссер впервые предстает как «сочинитель и декламатор своих собственных стихов»

Знаменитый комедиограф Эльдар Рязанов дебютировал в жанре музыкально-поэтического видеофильма. В картине «Музыка жизни», вышедшей на DVD, режиссер впервые предстает как «сочинитель и декламатор своих собственных стихов».

В фильмографии Эльдара Рязанова это 27-я лента. На ее презентации режиссер волновался как новичок. Ведь картина получилась очень личная: звучащие в ней стихи во многом исповедальные, отражают его собственную натуру. Очень грустную. Собственно говоря, ничего удивительного в этом нет, ведь картины Эльдара Рязанова всегда заставляли зрителей смеяться грустно. В героях фильмов «Берегись автомобиля», «Гараж», «Забытая мелодия для флейты» люди узнавали себя, своих соседей, друзей, комичные ситуации из жизни вызывали одновременно громкий хохот и пронзительное чувство досады от понимания своего несовершенства и несовершенства окружающего нас мира.

«Музыка жизни» - это своего рода внутренний монолог режиссера в стихах, разворачивающийся на фоне природы, на даче и дома у Эльдара Рязанова. Кстати, первый поэтический сборник Эльдара Рязанова, еще юношеский, так и назывался «Внутренний монолог». Вот только строки из него в фильм не вошли: Эльдар Рязанов признается, что это были «не самостоятельные стихи, а подражание Пушкину, Есенину, Маяковскому». Одним из первых читателей этих наивных сочинений был знаменитый поэт Константин Симонов, которому в 1940-е годы Эльдар Рязанов решил показать «вирши»:

"Мне еще не было 17-ти лет, - вспоминает режиссер. - Это было чудо совершенное. Я позвонил Симонову, он взял трубку и сказал: «Приходите». Я пришел, и он объяснил, что вообще-то для поэта главное - иметь свою интонацию. Это было для меня тогда откровением. Он говорил необидно, с симпатией, и я ушел от него в дивном настроении".

Но поэтической активности у Эльдара Рязанова поубавилось. Вдохновение вернулось лишь через 30 лет. Наверное, должны были пройти годы, чтобы родились такие стихи, как «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать...», или «Живем мы что-то без азарта, однообразно, как в строю...», или «Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо..». Теперь все знают их как песни из знаменитых рязановских кинофильмов «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Хотя никто не догадывался, что автор слов - Эльдар Рязанов. Не знал об этом поначалу и композитор Андрей Петров, сочинивший к ним музыку. Рязанов выдавал свои стихи за строки известных поэтов. Режиссер вспоминает один эпизод:

"Когда я написал стихотворение «У природы нет плохой погоды», я понял, что оно очень подходит к фильму «Служебный роман». Я решил послать его Андрею Петрову, но понимал, что если подпишу своей фамилией, то поставлю его в неловкое положение: а если ему не понравится? Мы дружили, и он не смог бы признаться, что стихи плохие. Тогда я сказал ему, что это стихи Уильяма Блэйка, английского поэта конца XVIII - начала XIX века. Потом подумал, вдруг он начнет искать стихотворение у Блейка, и я приписал - «новый перевод». Но стихи Андрею понравились, он написал замечательную музыку. Потом я еще несколько раз его обманывал".

В фильме «Музыка жизни» песни звучат в исполнении известных актеров, которые снимались у Рязанова, - Людмилы Гурченко, Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих и многих других.

Тема природы - любимая у Эльдара Рязанова. А еще он читает стихи, посвященные Санкт-Петербургу, в котором снимал многие свои картины, философскую лирику, трогательные стихи-признания своей жене. Всего - около 50-ти стихотворений. Одно из них - «Музыка жизни» дало название картине.

"Я люблю музыку и даже сделал несколько музыкальных фильмов, - рассказывает режиссер, хотя у меня нет музыкального слуха, музыкальной памяти, никакого голоса, замечает Эльдар Рязанов. Я ощущаю себя перед музыкой как некрасивый поклонник, ухаживающий за ослепительной красавицей. Поэтому у меня в машине всегда звучит музыка, я делаю зарядку каждое утро под музыку и стараюсь, чтобы мои «неподатливые» уши привыкли к пленительным звукам".

В этот момент зазвонил мобильный телефон режиссера, рингтоном была мелодия из кинофильма «Берегись автомобиля». Эльдар Рязанов не стал отвечать на вызов, а предложил послушать эту замечательную музыку .


Источник: Голос России.

No comments: