Часто бываю на замечательном сайте РАМТа и его не менее замечательном ЖЖ. На днях там появился видео-отрывок о моноспектакле "Портрет" с участием Е. Редько ("Редиски"), в которого я просто влюбилась после просмотра телеверсии "Берег Утопии".
Видео, с одной стороны - к сожалению, было сделано таким образом, что "картинка" шла как бы на заднем плане аудио комментариев, но с другой стороны, к счастью - комментирующим был Алексей Бородин, которого слушать для меня - величайшее удовольствие и всегда - огромный интерес.
Так вот, его рассказ об идее постановки данного спектакля тут же "заразил" меня нетерпеливой бациллой любопытства, захотелось проверить себя на восприимчивость материала.
Я часто ловлю себя на том, что когда читаешь материалы, по которым ставится пьеса, то порой очень четко представляется как это все может выглядеть и кто это может сыграть, а иногда - полная прострация, кажется, что невозможно сыграть ТАКОЕ... Но, театр - это такая интересная штука, которой подвластно любое волшебство.
И хотя я не видела "Портрета" и не представляю себе как ЭТО можно поставить, но ни на секунду не сомневаюсь, что люди, взявшиеся за это - своего рода волшебники, мастера своего дела.
Итак, сегодня был прочитан Гоголевский "Портрет" и я искренне считаю, что все люди, которым свыше дарован талант и кто тем или иным образом свою жизнь посвящают искусству, просто обязаны прочитать эту повесть. В ней столько правды, мудрости, веры. И она на очень важную тему - как уберечь человеческую душу от искушений, в чью пользу обернется выбор - луны, или грошА (как у С. Моэма - "Луна и грош")? Эта тема поднималась в литературных произведениях многих авторов. Чем же, все-таки, поражает Гоголь? Наверное, силой родного яркого-повествовательного языка, в котором чувствуется также исконно русская духовно-религиозная подпитка. Тема противостояния добра и зла также вечна, как вечна и сама человеческая душа.
История художника Черткова - это крупица из бездны искалеченных душ, прикоснувшихся к таинственному портрету ростовщика, обладающего странной, дьявольской силой.
В студенческую бытность наставник Черткова внимал к нему: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь полюбится - ты им занят, прочее тебе нипочем. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец. Берегись; тебя уже начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольский платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. ТЕРПИ. Обдумывай всякую работу, брось щегольство - пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет".
Но в понимании молодого студента профессор был прав только отчасти, т.к. когда не на что было покупать кисти и краски, когда одолевал голод и нечем было платить за кров, то в голове непроизвольно вырисовывался образ успешного, богатого живописца. От отчаянья, хотелось напиться, перестать думать и чувствовать...
Случайно (случайно ли?) в картинной лавочке им был приобретен портрет старика, в раме которого обнаружились припрятанные золотые червонцы. Тут даже промельнула в голове студента мысль: "нет ли здесь какой-то тайной связи с его судьбою: не связано ли существование портрета с его собственным существованием, и самое приобретение его не есть ли уже какое-то предопределение"? Что делать с деньгами, как поступить? Учиться и совершенствоваться - говорил рассудок, но горячая молодая кровь изнутри уже выталкивала другой голос, зовущий к тому, что доныне было неподвластно и недоступно. "Луна" Черткова закатилась, даже не взойдя, побеждает "Грош".
Как интересно было читать описания сна, предшествующего обраружению денег! Подумала: так же явственно порой мы ощущаем свои сны плохие или хорошие. Поразило также как Гоголь пишет насколько по-разному художник может видеть одно и то же лицо, предмет, пейзаж, от чего это зависит. Следить за преобразованием Черткова было одновременно и увлекательно и грустно - "кисть его хладела и тупела". Его отчаянность прОзрения убийственна. "...когда могущественный смычок слабее доходит до души и не обвивается пронзительными звуками около сердца, когда прикосновенье красоты уже не превращает девственных сил в огонь и пламя, но все отгоревшие чувства становятся доступнее к звуку золота, вслушиваются внимательней в его заманчивую музыку и мало-помалу нечувствительно позволяют ей усыпить себя. Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее". Слишком поздно захотелось сорвать повязку с глаз, вернуть молодость и талант, вдохнуть жизнь в умирающую душу. Отчаянье рождает порочную необузданную зависть, за ней следует потеря рассудка и смерть...
Вот как все это сыграть на сцене? Как можно сыграть мысли художника, рисовавшего портрет заказчика с постоянным ощущением внутреннего несогласия и дискомфорта?
Как можно передать такие выражения как "ибо художник и в тревоге дышет покоем"?
Очень понравилось вот это, назвала бы даже своеобразной молитвой для талантливых людей:
"Да хранит тебя всевышний от страстей зависти, мрачной ненависти к брату, злобной жажды производить гоненья и угнетенья! Нет их страшнее. Лучше вынести всю горечь возможных гонений, нежели нанести кому-либо одну тень гоненья.Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится"Я не знаю как это можно сыграть, но очень бы хотелось увидеть...
Театр - это доказательство того, что невозможное - возможно и нужно благодарить всех тех, кто дает нам эту очень ценную и целительную возможность восприятия, сопереживания, осмысления и прислушивния к собственному нутру, всему тому, что исходит откуда-то из сердца, из неведомых тайников души.
*Маш, спасибо за наводку, за мое спонтанное очарование "Портретом".
3 comments:
Так радостно, что Гоголь с Евгением Николаевичем и Алексеем Владимировичем дотягиваются и за океан.:) Маша
Ну, вобще-то, заокеанные - тоже "человеки": и читать любят, и писАть могУт, "и крестиком", "и на машинке....":)
Заокеанные во многих случаях еще посильнее здешних читающие, пишущие и вообще. Воспринимающие!
М.
Post a Comment