Friday, October 29, 2010

"Замри, умри, воскресни", В. Каневского (1989г.)


Этот фильм фигурирует везде под категорией "Детский". Детского в нем, пожалуй, только то, что главными героями, действительно являются дети. Мальчик Валерка и девочка Галия. Живут они в маленьком дальневосточном шахтерском поселке, состоящем из вольнонаемных рабочих и зеков - рядом зона для политических заключенных - врагов народа. Этот фильм воспринимается очень реалистично, правдиво, чувствуешь его кожей что-ли, несмотря ни на какие ужасы послевоенного времени - ни на скотские условия жизни, ни на жестокость витающей "бандитско-сиротской" атмосферы вокруг. На этом фоне растут дети, дружат, любят. Все самые суровые сцены фильма Валерка с Галией либо подсматривают, либо изображение идет как-бы вскользь - параллельно играющимся и смеющимся детям, в этот миг, ничего и никого кроме друг друга не видящих... Так снимать - это здорово придумано. Кстати, полно всяких мелочей, которые удивительно точно дополняют общую картину - красивое сухое дерево, новорожденные котята, два друга-ветерана - один без руки, другой без ноги и бесконечно появляющиеся то там, то сям блатные куплеты...
Много чего улыбнуло:
"Дрожжи в школьном сортире" стояли Валерке потери образования;
"Учу его, учу - все руки отбила" - маманька на поклонах у директора школы;
"Ты мне друг, или портянка?" - Валерка Галие;
"Ну как? Наши ваших гоняют?" - Валерка зеку-японцу о вшах,снимая его кепку и теребя шевелюру;
"Вечер танцев отменяется!" - оркестр резко прекращает играть какое-то музыкальное сопровождение стихийно развернувшейся драки и моментально переходит на "Прощание славянки" - полный отпад!
И вот так незаметно эти две взрослеющие детские души спокойно говорят о заключенных, о найденной фотографии - свидетельстве растрелянных с довольно трезвыми комментариями: "А знаешь, почему две дырки - одна в висок, другая - в затылок, контрольный выстрел. У них там все четко". Или: "А что она от него хотела? Ребенка хотела, беременных с зоны будут скоро отпускать..." Вот такие вот недетские разговоры на фоне обычных детских дел - разборок за украденные коньки, или сУрьезное занятие бизнесом - продажа чая на рынке.
Без Галии, конечно, Валерка бы пропал. Она всегда и зримо, и незримо была рядом, словно бережно пыталась оградить, защитить от грязи и воровства. Своеобразный ангел-хранитель. Возможно поэтому невероятно жалко в конце когда ее убивают. И случается это после очень красивой, нежной сцены - Галия и Валерка идут по рельсам домой и Валерка поет песню о несчастной любви. Такая твердая, решительная, смелая Галия, после окончания песни, просит Валерку спеть ее снова.
Несмотря на жестокость и суровость картины, она совершенно не мрачная, а светлая, наполнена нежностью и прощением.
Спасибо огромное.




Вот поражает: как эти дети, эти непрофессиональные актеры могли так сыграть?
Это, наверное, нужно шапку снимать перед режиссером.

No comments: