Наверное, у каждого стОящего кино есть свое сокровенное время для человека.
Позавчера забежала по дороге домой в библиотеку с идеей взять и, наконец, посмотреть немецкий фильм "Фальшивомонетчики". Находясь в секции "World cinema" заодно наведалась на русскую полочку и вдруг мои глаза наткнулись на серенький такой, совершенно незврачный на вид DVD - "LARISA SHEPITKO".
Взяла, не задумываясь, это имя хорошо помнила - трагическая история талантливого русского режиссера, красивой и удивительно сильной, принципиальной женщины. Этот DVD включал в себя два ее фильма - "Крылья" и "Восхождение", ни один из которых я не видела, хотя, честно признаюсь, о "Восхождении" былы наслышана, но вот не сложилось раньше, видно каким-то тайным макаром, лежал это фильм на полочке в заграничной библиотеке и дожидался моего прикосновения. Фильм я посмотрела в этот же вечер и, несмотря на рабочую неделю и факт того, что утром надо было вставать ни свет ни заря - не удержалась и посмотрела "Крылья" тоже. Долго еще не могла уснуть, потом уснула и спала очень тревожно, просыпаясь почти каждый час-полтора...
Сначала хочу сказать о "Крыльях", хоть и впечатлил он меня намного меньше "Восхождения". Несмотря на это, он мне понравился прежде всего тем, что удивительно снят - как-будто в образе одной женщины одновременно находятся два разных человека, с разными размышлениями и поступками. Судьба человека, прошедшего войну, но так в ней и оставшегося, несмотря на активность, энергетику слов и прочего всего, что является повседневными жизненными атрибутами. И вот посреди этих всех переполенных людьми трамваев и автобусов находится совершенно одинокая душа, мечущаяся от раздвоения, и от той памяти и зова неба, которая навсегда затаила в себе и смысл жизни, и утерянную любовь. Помню, что когда смотрела фрагмент гибели Мити и самолет Нади, мечущийся рядом, словно пытающийся "закрыть собою", спасти, уберечь - к груди предательски подкатил ком, как будто от бессилия умирала вместе с Митей я сама...
Еще понравилась сценка в баре, когда Надя с буфетчицей, фактически совершенно незнакомым человеком, начинает откровенничать, петь в два голоса "Вечерний звон" с переходом на вальсирование. В этот момент крупным планом показывается стеклянная входная дверь, за которой гурьбой стоят и смотрят столпившиеся, дожидающиеся открытия, мужики...
Хороший по сути своей человек, невероятно остро начинает чувствовать себя ненужной и неуместной. "Отец", "Hurt locker" - all over again. Это тема довольно многих фильмов - как долго, хотя порой и незримо людей не отпускает война, как по-разному и одинаково одновременно калечит она людские души.
"Восхождение" - фильм о войне и совершенно не о войне. Фильм о том, как и в зависимости от какого поворота событий, человеческая жизнь может навсегда измениться.
Может и есть ли что-либо важнее собственной шкуры? Я не читала эту повесть В. Быкова, по которой снят фильм, но снимаю шляпу перед Ларисой Шепитько, т.к. "увидеть" и так передать то, что, наверняка было в повести заложено писателем - это просто потрясающе. Когда Рыбак и Сотников уходят из отряда, чтобы добыть провизии, есть один очень символичный кадр - Николай Рыбак, уходя, оглядывается на остающихся товарищей - ему больше никогда не воссоединиться с ними, ему больше никогда не придется бить зримого и ненавистного врага, впереди у него - самая главная битва с самым прОклятым врагом на свете - самим собой, своей совестью.
А ведь кажется таким нормальным, цельным, житейски мудрым, опекающим и почти по-отцовски оберегающим такого слабого с виду, хлюпика-артиллериста Сотникова. Он спасет ему жизнь, а потом этим же и попрекнет. История добра и зла, совести и предательства, выбора и главное - осознанности этого самого выбора.
Потрясающие актерские работы всех ключевых персонажей: Рыбака, Сотникова, Аксиньи, старосты и Портнова. Лучшая роль Гостюхина, на мой взгляд.
Очень хорошо запомнились слова Сотникова, обращенные к старику старосте уже в подвале, в ожидании "ликвидации":
"- Прости меня. Ведь тогда я хотел...
- Убить меня? Но ведь не убил же. Забудь. Тогда я мог умереть как собака, а сейчас человеком помру".
Наверное, что-то цельное должно быть заложено в человеке, для того, чтобы перешагнув через животный страх, сделать свой выбор. И это даже не зависит от возраста и, следовательно, житейской мудрости - ведь не выдала же маленька еврейская девочка Бася имена тех, кто ее прятал...
"Не влезай в дерьмо, Коля, не отмоешься"
Не сотвори зла ближнему своему, предавая других - предаешь себя. Губишь душу, жаждущую обрести свой "дом", свое пристанище...
No comments:
Post a Comment