Состоялось, наконец-то, мое первое знакомство с театральной стороной творчества К. Серебреникова.
Очень интересная режиссура. Оригинальная, необычная, до краев заполненная не просто диалогами, монологами, действиями, но и какими-то совершенно второстепенными звуками, сценичными деталями, удивительно органично дополняющими (завершающими) целостную " картинку".
Сначала настороженно ко всему присматриваешься, пытаясь разобраться в символизме, потом начисто обо всем на свете забываешь, т.к. не можешь оторваться от экрана, и уже потом пытаешься собрать свои, расплывшиеся от увиденного, мозги в кучку, подзадуматься, поразмыслить...
Этот спектакль - oтражение нашей сегодняшней жизни в зеркале классики.
Примером служит история разложения одной дворянской семьи, причем эта деградация раскрывается очень тонко - изнутри. "Как аукнется - так и откликнется" - замкнутый круг, под воздействием которого формируется человеческая личность, мораль, образ жизни и поведения. Источник зла не в дурной природе человека, а в социальных условиях его жизни. И, несмотря на то, что вырасшие в одинаковой среде, братья Головлевы с первого взгляда друг от друга резко отличаются, в итоге - всех их ждет нелюбовь, неверие и кромешное одиночество. Просто у каждого из них свое лекарство, свой метод лечения, свой способ избавления от невыносимого. У одного - это карты и мотовсвто, у другого - полная безалаберность, бездейтсвенность и зависть, у третьего - ужасное, "Богоугодное" лицемерие.
Очень ценной частичкой спектакля является перенос действий во временном простанстве. Оно помогает собрать для себя в голове законченную картинку-мозаику развития личностей персонажей. Так же очень интересной идеей было то, что "ушедшие" не уходили и продолжали играть, помогая таким образом и оставшимся, и нам - зрителям разобраться в себе. Почему таким динамизмом и наполненностью до краев кажется постановка? - потому, что невозможно объять необъятное, нельзя концентрироваться только на тех, кто на переднем плане. На заднем плане всегда что-то происходит, что-то движется, кто-то еще говорит или напевает, и жужжит, почти все время жужжит назойливая муха! Это совершенно не раздражает, это настолько органично, что втягивает тебя всего...
Блистательна Алла Покровская в роли главы семейства (на более ранней стадии) Арины Петровны. Строгость, жестокость, непреклонность сменяется трусостью и попыткой хоть как-то устроить свою старость, потом и это сменяется равнодушием, потом - запоздалое прозрение и проклятие... Очень она мне понравилась в конце первого акта, сразу после похорон Павла.
Понравилось преобразования стола в гробы, зашивание умерших, сны, метель, очень поразила сцена во втором акте, когда Иудушка просит чаю - когда один за другим все ушедшие появляются и вместе (по чайной ложке) поят Порфирьюшку. Очень-очень сильная сцена.
Понравился Алексей Кравченко. Насколько кощунственен и фальшив Порфирий, настолько искренним кажется Павел, причем все это наблюдается еще "с пелёнок"... Именно из-за этого контраста, чрезвычайно пронзительной для меня была сцена дуэта братьев накануне смерти Павла. Когда Иудушка говорит: "давай я тебе подушечку поправлю", это звучит настолько скользко, что кажется - сейчас он этой подушечкой и придушит родного брата. Умом осознаешь, что этого не произойдет, а "сердцем чувствуешь".
Понравились все безоговорочно. И Аннинька (Е. Добровольская, к которой, у меня, почему-то, "не лежит душа"), и Володя, и Петр, И Евфросиньюшка - прекрасно сыграла сцену после родов. О Миронове можно говорить много, а ведь столько уже сказано!
В нем талант глубочайший, хочется видеть его разным, очень разным.
Помню, когда смотрела телеверсию "13"-ти - хохотала до слёз.
Теперь вот мечтаю посмотреть "Рассказы Шукшина" с его участием.
No comments:
Post a Comment