Friday, November 4, 2011

Слова по правилам и без

Oчень интересное интервью o непростой работе сценариста - внятное, ясное, прочла на seance.ru, вот некоторые выдержки:

"— В чём основная проблема начинающих сценаристов?

— В том, что они не видят реакцию других. Не знают, как будет реагировать на их замысел другой человек. А это необходимо. Важный элемент семинара в том, чтобы предоставить сценаристам предварительную аудиторию. Многие бывают страшно удивлены реакцией на их работы. Кажется странным, что какие-то вещи непонятны. А тонкость сценарного искусства состоит в том, что автору необходимо коммуницировать. Писатель может написать роман, который поймёт всего один человек. Роман от этого не перестанет существовать. В работе над фильмом, напротив, задействовано так много людей, что коммуникация необходима. Кино — коммуникативное искусство.

Ещё одна общая для проблема сценаристов — близость к сюжету: когда автор не может понять, насколько его история особенная, чем она отличается от общепринятого. Поэтому мы пытаемся обострить личный фактор, заострить на нём внимание. Это долгий процесс.

***

— Какой совет вы дали бы тем, кто собирается писать профессиональный сценарий?

— Важно помнить, что кинодраматургия это отдельный специальный навык. Не все поэты пишут хорошую прозу, не все писатели могут писать стихи… и не каждый писатель сможет написать сценарий. У писателей проблем со сценарием бывает не меньше, чем у представителей других профессий.

По большому счёту кинодраматургия полагается на естественные инстинкты. Чтобы научиться переводить написанное в кино, нужно развить в себе чувство кинематографического, смотреть много фильмов. И с точки зрения обучения, единственное, что я могу здесь сделать, — это увлечь автора в писательский мир и попытаться найти к нему индивидуальный подход, поняв, о чём ему интересно писать и как он может кинематографически себя выразить. Но универсального подхода нет. Я читала много учебников, и все они работают только если ты уже понял, кáк и чтó писать.

Для меня самой главной вещью в кино является эмоция, соответственно, залог хорошего сценария — это возможность передать эту эмоцию на экране. Сценарист должен постоянно спрашивать себя: могу ли я при помощи текста и других средств перенести эту эмоцию на экран. Сценарий — это письмо режиссёру, звукорежиссёру, монтажёру, осветителям, всем, кто отвечает за техническое воплощение материала на экране. Сценарист должен написать инструкцию, но сделать это изящно и тонко. Ему не следует писать что-то типа: «стены выкрашены в голубой», он должен как-то вдохновить художника-постановщика и объяснить ему, почему в данном случае единственно возможный цвет — это голубой. Надо искать поэзию… Хотя сценарное дело, конечно, очень техническая вещь: необходимо уметь кратко и сжато выражать самое ядро эмоций. Может, это абстрактный совет, но, наверно, он самый главный."

С Мариэттой фон Хауссвольф фон Баумгартен поговорила Наталья Шарапова
Generation Campus 2011.

***

Эта статья - с того же ресурса, интереснейшая:
Театровладелец и его служащие

No comments: