Monday, August 30, 2010

«С артиста спрос невелик»

Валентину Гафту - 75!

2 сентября народный артист России Валентин Гафт отмечает свой день рождения.
Сам юбиляр в присущей себе манере иронизирует по поводу «этой печальной памятной даты»:

— Терпеть не могу так называемых юбилеев! Есть такое жуткое стихотворение:

«Цветы не помещались в вазу
Их положили в рукомойник
И юбиляр казался сразу
И именинник, и покойник».

Вот так я отношусь к юбилеям.

А незадолго дня рождения актер сделал себе и своим поклонникам подарок: записал цикл своих стихов в виде аудиокниги «Уже от мыслей никуда не деться...»(*хочу-хочу-ХОЧУ!!!)
Это моноспектакль, действие которого происходит в купе вагона:

«Я сяду в домик на колесах,
Он называется «вагон“.
Не вытирай, подруга, слезы —
Я с детства в поезд был влюблен...»

Гафт — один из популярнейших актеров нашей страны. Он сыграл более 120 ролей в кино.

Поступать в театральный он решил с старших классах, но не признавался об этом никому.

«С артиста спрос невелик»

- Желание стать актером возникло неожиданно для меня самого, — вспоминает актер. — Родители, сестра и я — жили, как все тогда жили, в общей квартире, в небольшой четырнадцатиметровой комнате, разделенной шкафом. И вот лежу я на тахте и думаю, как сказать им, что нахватал столько двоек в этой четверти? И вдруг решил: буду артистом! С артиста спрос невелик. В школьную самодеятельность меня никак не хотели принимать, но я настаивал, и в конце концов мне предложили женскую роль. Так что на сцене я впервые появился в женской роли.

Жил Гафт недалеко от парка Сокольника и часто гулял там. И вот однажды встретил популярнейшего в те годы актера Сергея Столярова («Цирк», «Садко»). Преодолев смущение, Валентин Иосифович подошел к своему кумиру и произнес: «Не могли бы вы меня прослушать, я в театральный поступать собираюсь». И только он собрался читать стихотворение, как Столяров остановил его и сказал: «Зачем же здесь? Приходите ко мне домой, я вас послушаю».

— Я чуть в обморок не упал! – рассказывает Гафт. — Ходил к Сергею Дмитриевичу домой, готовил с ним стихотворение, прозу и басню для конкурсного прослушивания. Басня, помню, была «Любопытный». Это где «слона-то я и не приметил».

В школу-студию МХАТ Гафта приняли с первой попытки. Его однокурсниками были Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет…
На третьем курсе его пригласили сняться в небольшой роли в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Со слов актерa, его кинодебют стал настоящий провалoм:

— Я вышел на съемочную площадку и не мог сказать двух слов. Увидел Ромма, увидел Козыреву, увидел Плятта и остолбенел. Помню, как второй режиссер сказал за моей спиной: «Как мы ошиблись в этом парне». В кадре я произнес свою реплику каким-то сдавленным женским голосом. «Ничего, ничего, — успокоил меня Михаил Ромм, — будет у нас такой застенчивый убийца.

Также с неудачи в спектакле «Тень» по Шварцу началась работа начинающего актера в театре Сатиры, куда его пригласил Эраст Гарин.

— Я сыграл спектакль два раза, слышно меня было не дальше первого ряда, кроме того, я перепутал на сцене Зелинскую с Аросевой… В театр Сатиры я вернулся через десять лет по настоянию Андрюши Миронова. Я был первым исполнителем роли Графа Альмавивы в спектакле «Женитьба Фигаро». Это была потрясающая роль! Я называю ее шаляпинской! Играть с Андрюшей Мироновым было для меня наслаждением. Мы с ним приходили за час-полтора до спектакля и с упоением репетировали...

До конца 60-х Гафт мыкался по столичным театрам, пока Олег Ефремов не позвал его в Современник. В те годы он находился напротив театра Сатиры — на площади Маяковского. Так актер переместился с одной стороны площади Маяковского на другую.

И работает в этом театре до сих пор – на протяжении и 41 года:

— Театр Современник — это мой дом, где рядом со мной трудятся абсолютно родные люди, включая главного режиссера, где сыграны десятки ролей. Хорошо или плохо, но этот театр сделал меня тем, кем я являюсь, — человеком и артистом.

Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой и над другими. Он никого не собирался обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел в такой форме сказать какую-то свою правду:

«Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьем.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьем».

Сегодня увлечение эпиграммами у Валентина Иосифовича окончилось, но он продолжает писать стихи...

Без изнанки

Дверь в личную жизнь у Валентина Иосифовича всегда под большим замком, не любит он ничего говорить об этом:

— Понимаю, бесконечные рассказы об интимном сейчас в моде, но это не для меня. Нет желания публично, исповедоваться и выворачиваться наизнанку. Увольте!

Известно, что актер был женат четыре раза. Его первой супругой была манекенщица Елена Изоргина. Во втором брак с балериной Инной Елисеевой у него родилась дочь Ольга, но в начале 80-х супруги разошлись. После развода Ольга осталась жить с матерью, но и с отцом сохранила теплые отношения. Она окончила Московское хореографическое училище, танцевала в труппе Кремлевского балета. Третьей женой Гафта стала виолончелистка Алла. Этот брак просуществовал до 1995 года. А через несколько месяцев после развода судьба свела его в одном из кафе с Остроумовой. Идти туда Гафт не собирался, но, узнав, что там будет Остроумова, согласился. Дело в том, что эта актриса приглянулась ему еще на съемках фильма Эльдара Рязанова «Гараж» в 1978 году.
Но тогда она была замужем…

— Когда мы встретились с Валей, даже не были знакомы, хотя до этого вместе снимались в «Гараже», — вспоминает Ольга Остроумова. - Но тогда подойти к нему боялась и вообще всех боялась — там собрались такие мэтры: Саввина, Гафт, Невинный, Мягков. А потом, много лет спустя, какая-то организация пригласила меня 8 Марта выступить в кафе. Спросила: а кто там будет? «Гафт». Подумала: если Гафт согласился, значит, нормально. А Гафту позвонили и сказали, что Остроумова там будет. И он почему-то тоже согласился. И представляете, оказалось, что это кафе «Фиалка» в Сокольниках, где прошли его детство и юность. Была весна, и Валя предложил: «А может, мы с вами как-нибудь погуляем? Тут так хорошо. Я вам все покажу». Начались встречи, и вдруг раз — он исчез на четыре месяца. Что же это? Надо же как-то объясниться: не могу или не хочу. Я, естественно, тоже не звонила. Но было чувство, что это не конец. Лишь окончился первый акт. И дали антракт. Через четыре месяца раздается звонок: «В общем, я не могу без вас». Мне как-то сразу легко стало. «Давайте, — говорю, — начнем второй акт».

И этот акт длится уже с 1996 года. Остроумова очень помогла мужу, когда осенью 2002 года его дочь Ольга покончила с собой. Ее мать часто издевалась над ней и даже била. В своей прощальной записке Ольга обвинила во всем мать. Инна Елисеева умерла через несколько месяцев после смерти Ольги. Валентин Иосифович сильно переживал трагедию с дочерью. И кто знает, если бы не поддержка Ольги Михайловны, как бы он вышел из той страшной ситуации.

— Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов, — делится Валентин Иосифович. — Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться. Что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье.



Гафт в свои 75 – один из наших лучших актеров, он востребован режиссерами, любим зрителями. Он, по его признанию, наконец-то счастлив в личной жизни. И в день рождения хочется пожелать Валентину Иосифовичу самого главного для него на сегодняшний день - здоровья, здоровья и здоровья! Чтобы он продолжал как можно долше радовать нас своими новыми ролями.

No comments: