Friday, February 19, 2010

Киноальманах "Короткое замыкание"


Наконец-то, этот сборник появился на трекере и я даже успела его скачать за день до того, как был заблокирован torrents.ru
Все об этой работе перечитанное успело подзабыться, так что с почти "назамусоренной" головой начался просмотр. Пять короткометражек, пять очень разных режиссеров, объединенных одной общей идеей, сумели так меня всколыхнуть, что, почему-то, первым откуда-то всплывшим в голове стало: "если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно..." Я сидела и думала: как хорошо, что есть люди, способные "зажигать звёзды", будоражить душу, сопереживать и заставлять думать.
Очень толково выстроена последовательность работ и главное, что понимаешь это только в конце. К примеру, завершающим звеном был "Поцелуй креветки" Серебренникова, пожалуй единственный фильм, который сначала вызвал во мне какой-то внутренний протест. Но чем дальше ты фильм смотришь, тем больше начинаешь понимать, что именно эта работа является самой светлой и оставляет самую большую надежду...
Итак, по порядку:
"Позор", Б. Хлебников.

Из этой пятерки, это, наверное, для меня самый понравившийся режиссер. Он обладает каким-то одному ему подвластным волшебным набором инструментов, помогающим тонко и искусно воспроизводить свой замысел, т.е. у него из какой-то кучи маленьких деталей и штрихов идеально четко прорисовывается идея.
Молодой, не знающий чего он хочет от жизни оболтус-журналист, работающий в редакции по знакомству, отправлен раздобыть материал для статьи. Дело обыденное, скучное - прорыв теплотрассы в жилом дворе. Прибыв на место, он сначала будет пытаться записать на диктофон свидетельства пострадавших от прорыва трубы. Тут ему очень повезет с "очевидцами". Сначала полюбившийся мне еще из "Сумасшедшей помощи" актер по фамилии Сытый: "А как вы относитесь?" "- Расстрелял бы всех!" - мгновенно напомнило мне историческое Раневской: "Я свидетель! А что случилось?", потом калоритная бабуленция в бордовом пальтишке с одной фразочкой: "При немцах был порядок" и еще одна очень усердная и добросовестная тетенька - все это уже вперемешку с тем "нечто", что совершенно подсознательно и неотвязно успело засесть у него в голове, когда он первый раз обвел глазами двор. Из-за этого "нечто" он получит кирпичом по голове, а заодно поймет о себе самое главное - о чем на самом деле он хочет писать!
"Ощущать", И. Вырыпаев

По-моему, единственная из пяти работ больше напоминающая зарисовку, чем картину.
Необходимо ли понимать и чувствовать одновременно? Вопрос очень спорный. Логично, важнее, конечно, только чувствовать, понимание может придти позже, само по себе, интуитивно. Просто, на мой взгляд, одно не может существовать без другого.
"Срочный ремонт", П. Буслов.

Офигенно просто.
Глухонемой парень живет починкой обуви. Это его мир. Его подвальное окошко. Его лампочка - единственный индикатор (после ухода старушки-помощницы) прихода посетителя. В этом обыденном мыре появляется пара белых туфель Dior и вдруг оказывается, что парень умеет мечтать, и умеет любить, и умеет терпеливо верить и ждать... Отремонтированные Dior стоят на полочке в ожидании своей Золушки и каждая новая вспышка лампочки для парня - учащенный стук сердца. Но происходит короткое замыкание, лампочка перегорает и на плечи мечтателя обрушивается ужас утраты... Блин, у меня слезы навернулись... Представьте, все это - с минимальными звуками, только выражения глаз, движения, отчаянье, боль...
Но оказывается, что старушка просто переставила беленькие лодочки в другое место.
Парень дождется Золушку, он "скажет" ей о своей любви, она поймет, догадается, увидев рисунок белой туфли на стене. Правда, все это случится после одного ужасного события, которое уже не оставит надежду. Мечта озарила, вырвалась на волю и растворилась, подарив такое мимолетное, зыбкое счастье...
"Ким", А. Герман-мл.

Очень добрая работа и очень тяжелая.
Талантливый бывший работник цирка доставлен в психушку на заброшенный остров. Он удивляется, видя ни на что не реагирующих людей. Добросовестно работает. Влюбляется в медсестру. Рисует мелом на земле ее портрет. В нем все еще сохраняется способность зажигать руками лампочки, прикосновением этих же рук чинить расстроеный телевизор. Он, наверное, мог бы долго еще сохранять свой талант, но кроме таланта, есть еще сердце, реагирующее на несправедливость и издевательства. Проходит год. Никогда не куривший Ким, клянчит у врача-садиста сигаретку. Поднимает и одтает ключи от ворот мучившему его медбрату. Потом стоит и смотрит вдаль абсолютно нормальным и чистым взором. У меня внутри все кукожится. Где граница, когда ты теряешь себя? Куда уходит разум?
"Поцелуй креветки", К. Серебренников

Фильм о том, что может получиться из того, когда ты пытаешься остаивать свою точку зрения на любовь. Когда я начала его смотреть, то испугалась, что "смажется" до этого всколыхнувшееся внутри. Но все меняется с появлением девушки. Двое совершенно отчаявшихся, одиноких и ненужных людей обретают надежду на то, что все еще не так плохо.
Очень улыбнул чудак на речном мусоросборнике: "Не замерзни, мутант".

Этот киноальманах - ответ на статью Германа-мл. об умирании молодого кино в России. Если такое снимают - значит надежда есть, значит не все потеряно!
СПАСИБО!

No comments: