Thursday, May 3, 2012

В канун Дня Победы....

Последний роман Владимира Богомолова выходит в свет



С романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» произошла тайна.
Владимир Богомолов (1924–2003 гг.) — автор рассказов «Иван» (основа для «Иванова детство» Тарковского), «Сердца моего боль», романа «Момент истины» («В августе 44-го») и др.
Долгие годы он работал над главным, как он считал, произведением — и не успел его закончить. После смерти писателя его вдова Раиса Глушко начала готовить роман к публикации. И вот он издан. В чем же тайна?
Поскольку первые наброски к книге делались еще в 70-е, роман пришел к нам словно из другого времени. Как если бы наши отцы или деды вдруг ожили и снова рассказали, как оно было там, на войне…

«МК» публикует интервью с Раисой Глушко.

— Богомолов придавал этому роману значения больше, чем «В августе 44-го»?

— Безусловно. Этот роман — одна из страниц нашей истории, которую нельзя перелицевать и перекрасить в черный цвет. Владимир Богомолов подчеркивал, что литература назначена рассказать, каков был истинный глагол времени. И что с Отечественной войной необходимо всегда быть на «Вы». Задействовать в сознании читателей, что война — величайшая трагедия, достоверно показать черты красноармейцев и офицеров того времени, когда проявились человеческий дух, мужество, патриотизм в служении Отечеству. А это так важно сейчас для нашего разжиженного, духовно уплощенного и бесстержневого времени.
Богомолов никогда не считал какое-либо из своих произведений лучше или хуже других. В каждое он вкладывал свою душу и талант без остатка. Что же касается романа «Жизнь моя...», то по задачам — временной охват (действие в романе происходит и в Германии, и на Дальнем Востоке и на Чукотке), переплетение человеческих судеб, коллизий, решения нравственных проблем, — такого произведения, почти эпического характера, в отечественной литературе не было.

— В предисловии вы пишете о «непобедной стороне войны», которую и показывает Богомолов. А наличие у войны непобедной стороны не подразумевает приуменьшения заслуг нашей армии?

— Абсолютно! Сразу после подписания акта о капитуляции Красная Армия приступила к частичному восстановлению разрушенных войной объектов жизнеобеспечения на всей территории Германии... Налаживалось нормированное обеспечение продуктами питания всего населения. В то время, когда в России умирали от голода, каждый гражданский немец получал 600 граммов хлеба в сутки, от полулитра до литра молока, жиры, овощи и даже суррогатный кофе!
«Непобедная сторона войны» — это о другом. Война закончилась — но вот уже в мирное время тысячи военнослужащих гибнут в автоавариях, от отравлений зараженными немцами продуктами, трофейным алкоголем. Происходит массовое заражение венерическими заболеваниями, изнасилования гражданского населения, мародерство и самоубийства военнослужащих, и не только рядовых. Спустя десятилетия американцы после войны во Вьетнаме объяснят это явление как психический слом у молодых людей, привыкших к жестокости и убийствам. В романе показан размах идеологической работы: все ЧП — особенно изнасилования и отравления — становились известны от командира полка и дивизии до командующих армией, фронта, вплоть до Генштаба в Москве, и включались не только немедленные карательные функции, но и массированная политико-воспитательная работа и просвещение.
Владимир Осипович писал, что в любой войне, даже такой, как справедливая Отечественная, впоследствии не окажется абсолютных победителей и побежденных: и те, и другие еще десятилетия будут подсчитывать уже не столько боевые потери и разрушения, сколько моральные и нравственные. Это производная войны, ее жестокость. Богомолов не побоялся показать эти явления.Сейчас молодое поколение практически ничего не знает о Великой Отечественной войне, зверства фашистов представляются зачастую в идиллическом варианте. Можно не читать тома исторических материалов, прочтешь об этом в романе — и мозги встанут на место! Как жаль, что сейчас для всех мальчишек, идущих в армию, не находится такого капитана Арнаутова, который бы вдалбливал основы общечеловеческой морали и кодекса чести.

материал: Вера Копылова

***

«Белый тигр» Карена Шахназарова — как лекарство от беспамятства

Новый фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» выходит на экраны накануне Дня Победы. Режиссер посвятил его отцу-фронтовику. И себе. Этим фильмом он сам перед собой отчитывается к юбилею — в июле Карену Георгиевичу исполняется 60. И он спокойно про это говорит: да, я захотел себе сделать подарок, поэтому показываю сейчас, а не отдаю на фестивали, тем самым отложив прокат. Он снял то, что хотел — настоящее военное кино, сложное, серьезное. При том без желания кому-то понравиться, подбить свои взгляды под запросы так называемой целевой аудитории, которая про 9 мая знает в лучшем случае то, что в этот день над Москвой с утра летают военные самолеты, да танки едут по Красной Площади.



Общим местом будет сказать, что все наши беды начинаются с беспамятства. Да, конечно. Но мне кажется, в наше время добавилась еще одна большая беда — неискренность.Большинство нынешних режиссеров, выросших в конформистское время, даже не поймут, о чем я. Их не смущает, что они делают продукт, приставку к поп-корну. Им и так нормально, бокс-офис — как показатель счастья в жизни. Или Михалков, который в молодые годы делал прекрасные фильмы, а сейчас наматывает кишки на танки. Но не верю я вам, Никита Сергеевич! Тоже вроде человек из того поколения, для кого Вторая мировая реальнее, чем Звездные войны. Но вот, увы, утерял чутье, а камеру-то не обманешь: она всегда — глаза режиссера, от которых он сам не убежит. В них всегда видно, что для него важнее: бокс-офис, награды, звания, чтоб сплошь рукоплескатели под ногами юлили, или вот так, по-простому, без лукавства сказать: да, хотел себе подарок сделать, себе доказать, что я смогу.

И честность этого фильма передалась всем — так бывает в настоящем кино — веришь даже тем, кто просто мелькнул на заднем плане. Потому и массовку отбирали тщательно — чтобы лица совпадали с тем временем, чтоб без модных стрижек, суеты в глазах и маникюра. Вот, бывает, смотришь хорошее вроде кино, а тут — бабах! — как обухом по голове — хорошая артистка у хорошего режиссера играет мотающую на зоне срок, а руки как из салона красоты в Центральном округе столицы. И все, кино отличное, мощное, и заряд от него, а осадочек — с ногтями — остается. Честность — в деталях. Я в танк не прыгала, только «Офицеров» с детства каждый раз смотрю, не отрываясь, и другие наши фильмы про войну — из тех времен. А молодому актеру Алексею Верткову, кстати, в армии не служившему, верю. Кстати, Алексей часть фильма снимался в пластическом гриме, которые ему по 5 часов накладывали, а он потом по 12 часов на площадке в нем работал. Причем, сам он про это молчит. Режиссер за него и то — один раз сказал. Вертков играет танкиста с ожогом 90 процентов кожи, но выжившего. И вот где глаза играют — не буду сравнивать со всем надоевшим фильмом с главным героем в маске.

И Виталию Кищенко — отличному актеру из среднего поколения, который сыграл командира — верю. Тому, как сложно ему было принять то, что Белый тигр существует, и что это на самом деле такое. И остальным верю. И тому, как танки двигаются, как стреляют и мнут собой все, и Белому тигру тоже верю. Но не буду сюжета раскрывать, он того стоит. Скажу лишь, фильм про поединок человека и машины, про дуэль солдата и танка, про мистику на войне, про которую рассказывали выжившие в тяжелейших боях, когда взвод, рота, гибли, а один — оставался.

В общем, в кои то веки у нас появилось нестыдное кино про забытую почти войну.

материал: Елена Ардабацкая

No comments: