Friday, October 19, 2012

Нeзаменимые

19 октября исполняется девять дней со дня гибели в автокатастрофе Марины Голуб, а значит ее дух пока с нами, значит, мы должны сказать то, что не сказали при ее жизни.

Вопреки бытующему утверждению, будто незаменимых у нас нет, эти люди, как ни странно есть, точнее, там, где теперь их нет, и вместо них образовалась пустота, которую не заполнить никем, ибо талантливый человек уникален, все равно, что самородок, который скопировать невозможно.

Тем не менее, если бы можно было - МХТ имени Чехова пошел бы на немыслимые траты с множеством нулей, чтобы клонировать актрису, из-за гибели которой в репертуарной афише образовалась брешь. Марина Голубь играла главные роли в спектаклях: «Трехгрошовая опера» по Бертольду Брехту, «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых, «Гамлет» Вильяма Шекспира и «Васса Железнова» Максима Горького. Причем, играла одна, без дублеров, хотя в труппе полным полно актрис, способных в экстренных случаях заменять ее. Но опять же слово «замена» звучит обидно даже для начинающей актрисы, так как самолюбие «с ноги не сбросишь». Это раз. Второе, и это, пожалуй, самое главное. Режиссер придумывает спектакль, исходя из характера конкретной актрисы, выбранной на главную роль, и уже потом под нее подстраивает других исполнителей. Недаром испокон веков в театре говорили: если в труппе есть актер на роль Гамлет», то можно ставить Шекспира. Двух Гамлетов не бывает, а две Гертруды могут быть? Наверное, могут. Но в спектакле Юрия Бутусова все построено так, что мать Гамлета, это брызжущая здоровьем женщина, которой каждую ночь нужен равный партнер по сексу, и такого она находит в лице брата убитого короля. Поэтому все упреки сына в оскорблении памяти отца меркнут в сравнении с ее бурным романом. Голубь способна была такое сыграть, ну, а другая актриса – не знаю.

Васса Железнова родилась в воображении Льва Эренбурга тоже из индивидуальности энергичной актрисы, идущей напролом в достижении своей цели. Это не Инна Чурикова в фильме Глеба Панфилова, сдержанная и твердая, как кремень. Эта Васса поднялась со дна, она многим пожертвовала и если надо пойдет торговать самым дорогим, но не даст погибнуть своему делу. Многие критики скептически отнеслись к такому выбору режиссера и сулили провал актрисе. Но, как говорится, не на ту напали, Марина много сил положила, чтобы попасть в труппу МХТ, и только после 45 лет стала набирать очки. Это был нетипичный случай для актрисы такого возраста, поэтому рядом с собой не потерпела бы конкурентку. Она не стала бы ей мстить, подкалывать, просто та сошла бы с дистанции, не дойдя до финиша, так как работоспособность Голубь была поразительная. Потому и падала в обморок после окончания спектакля. Сам организм протестовал против неимоверных перегрузок, но, актриса, как заводная шла вперед, скрывая невидимые миру слезы и демонстрируя лучезарную улыбку на лице. Ей не на кого было рассчитывать, так как после 11 лет совместной жизни Анатолий Белый ушел к другой женщине, родившей двух детей, которых Марина уже не могла иметь. Скажите, предательство? Кто его знает… Ведь, в конце концов, Марина простила своего бывшего мужа, разум взял верх над эмоциями, поскольку играть в спектаклях приходилось вместе. Да и не в ее характере было долго держать зло…

Будут ли восстановлены спектакли без Марины Голуб пока неизвестно. Ну, а ежели это случится, то они станут непохожими на прежние, потому что сработает закон незаменимых.

Автор :  Любовь Лебедина
tribuna.ru

No comments: