Thursday, June 20, 2013

"Жить" Василия Сигарева

Вот сразу хочу сказать - те, кто делают постеры к фильмам Сигарева - попадают в самую точку. До сих пор помню удивительно точный постер "Волчка". Что характерно - в том случае, и в постере к фильму "Жить" - суть видишь в отражении...
Отражение есть у каждого человека и есть люди, способные это рассмотреть. Такой невероятной способностью обладает несомненно талантливый молодой писатель и режиссер Василий Сигарев.
И если пьесы его ставятся разными режиссерами, то в кино он предпочитает рассказывать свою историю сам. Мне это очень импонирует. Фильмы его чрезвычайно реалистичны. До мельчайших подробностей - до уличных звуков, до звуков наглухо захлопывающихся дверей, до звуков воды и животных и во всем этом - свой подтекст или акцент, усиливающий восприятие... Кстати, воприятию способствовало также потрясающее музыкальное сопровождение.
Эта картина очень сильная и смотреть её сложно.
Не зря мой сын говорит что читать и смотреть "тяжелые вещи" - гораздо интереснее, в них больше правды. Картина Сигарева - о Правде Жизни. Она о любви и трагедии, о том - в каких случаях и каким образом переплетение двух этих чувств меняют жизненные судьбы...
В данном случае - три взгляда на такое переплетение. Не знаю откуда взялось чувство после просмотра, что сравниваю этот фильм с "Babel" Иньяриту. Даже не сравниваю..., просто понравилось, что во всех этих историях есть какие-то почти призрачные точки соприкосновения. Они прорисовываются по ходу фильма... Человека, упавшего с велосипеда в начале фильма видят и молодые ребята, о которых пойдет речь, и ничем неприметная женщина в автобусе. В каждом таком быстротечном, скользящем моменте заложено определенное нехорошее пророчество: выбитые зубы, белая лошадь, погасшая венчальная свеча... Судьбой сложилось так, что в одном поезде две героини фильма теряют самое дорогое, что у них есть. Каждой из них уготована своя дорога. Для Гришки - Оли Гришиной (Яна Троянова) после жуткого отчаянья, "возврат" погибшего Антона является её спасением. После сильнейшей сцены в поезде, когда беззвучно показывают как меняется её лицо, когда она снова возвращает серьгу на место, я подумала - она начнет мстить, крушить всех и вся... Почему-то также для себя решила, что исчезнувшая статуэтка белого ангела станет оружием её возмездия. Но потом поняла - это от бессилия. И о наметившемся пути спасения уже отчетливо понимаешь, когда она говорит Антону о своём восприятии жизни до и после случившегося: для кого-то - всё так же, как обычно, ну интересно немного - кто умер и почему, а для кого-то - рушился мир... Ничего и никогда больше не будет как прежде... Если бы Антон "не вернулся", Гришка бы ушла за ним следом: "зачем любить, когда всеравно отберут?". Оказывается, можно жить и любить после потери. Она шагает одна, но в отражении, как на постере - Антон шагает с ней рядом.
Совсем другим было "возвращение" дочерей Гали Капустиной (Ольга Лапшина).
Гораздо более сложный, разрисованный рубцами прошлого жизненный багаж за плечами. После первой потери Галя тоже думала, что жить незачем - гораздо проще впасть в кому алкоголизма и не чувствовать боли. Мне кажется, что не будь этого периода хмельного безпамятсвта, она смогла бы пережить свою следующую, ужаснейшую потерю. В жизни, ведь случается и не такое. Но все люди - глубоко индивидуальны. Смерть Галиных дочурок и их возвращение - выбили табуретку из-под Галиных ног. Она хочет быть с ними и делает свой выбор. Чрезвычайно поразила меня работа актрисы. Эта роль достойна Оскара.
В этой истории еще не могу отделаться от воспоминаний о собаке - тоже одна из деталей...
Как она пронзительно выла, предчувствуя и как из последних сил выбиралась из-под пола...
И если предположить, что в конце названия фильма стоит вопросительный знак, то получается, что две истории - это два разных, четких ответа на вопрос. Третью историю я бы назвала связующим звеном между ними. У мальчика, потерявшего отца и воспитывающегося ненавидящей его матерью, будущее - неизвестно. Потеря бывшего мужа тоже изменит мать, возможно, она начнёт видеть сына другими глазами. Психотерапия, бабульки-ворожеи - есть способы помочь. Только нужно главное - хотеть этой помощи.
Фильм не может не тронуть. Покажите мне хоть одного человека, которого не тронет этот фильм. Мне кажется, он учит нас тоже смотреть на мир немножко по-другому - не так беспечно..., а также любить и ценить тех, кто рядом.
Спасибо огромное.

No comments: