Friday, November 12, 2010

"Отцы и дети", Д. Смирновой

Нашла свой давний отзыв, написанный сразу после премьеры (2 года назад!), решила перетащить сюда, чтоб не затерялось...

Так долго ждала этот фильм. Хотелось бы поблагодарить создателей - очень понравилось.
Помнится, думала, что очень подойдет эта роль Александру. Но, всеравно, увидела в его Базарове много неожиданного для себя.
Мне показалось, что Устюгову в этой работе больше всего удался период внутренней борьбы, именно после того, как он понял, что полюбил.
Со всем его нигилизмом и предпочтению "необычности" («откуда в глазах может возникнуть необычность?») ясности физиологии, он оказывается ранимым и уязвимым. Несмотря на то, что злости в нем никто из обсуждаемых не заметил, мне как раз с точностью до наоборот, видна была его злость - вспомните его беседу с Аркадием во время купания в реке. Он звучит цинично, пытаясь логически обосновать свое поведение: "Чему помочь нельзя - о том и говорить стыдно. И больше слова ты от меня не услышишь по этому поводу". Но цепочка уже прервана... драка, отъезд от родителей, расставание с Аркадием. Дальше - больше... Мне Евгений Базаров больше понравился именно уязвимым. Думаю, что и в начале он бы мог совсем по-другому смотреться - раскрой режиссер сторону возникших отношений между ним и Павлом Петровичем более развернуто. Беседы, на мой взгляд, были скомканы. Я понимаю, что режиссер не хотела преднамеренно давать фильму никакую политическую окраску, а сконцентрироваться на человеческих отношениях. Но тем самым обделенными, не раскрытыми остались братья Кирсановы.
По-моему, все актеры справились со своими задачами. У Одинцовой-Рогожкиной оказались, действительно, чудные, царственные плечи. Базаров был предречен... По поводу комнаты со столом и стеклом, и о том, что может помочь передать внутреннее состояние героев - для меня совершенно неважным было бы присутствие стекла или его отстутствие. Мне важны глаза, безмолвный взгляд, жест - полутона, предчувствие чего-то, что вот-вот должно произойти. Сцена объяснения в любви получилась очень органичной, потому что все вышеописанное, в ней присутствовало. Думаю, что произойди это в любом другом месте, для меня главным остались бы именно герои, их реакции, их выражения лиц, а не окружающая обстановка. Может быть, я неправа, потому что всегда можно найти какие-то параллели и ассоциации с предметами в важнейшие для людей минуты. В данном случае, натянутость и неизбежность происходящего режиссер ассоциировала именно со стеклом...
Многие писали, что фильм о любви, о нелюбви. Мне же показалось, что этот фильм - о ценности и хрупкости человеческой жизни.
Мы такие все одинаковые (по Базарову) и такие... невозможно разные.

То, что хотелось бы выделить:





Ну и, наконец, немного светлой стороны, что порадовало и улыбнуло:

*В самом начале фильма руки, обрезающие стебли цветков, мгновнно ассоциированы были с титрами английской версии "Гордости и предубеждения" (руки и пяльца с вышивкой гладью)...
*напрочь сразили вдруг появимшимся очаровательным котом, в процессе съемок из-под отодвигающейся кровати - по-моему, классный операторский прием
*Прокофьич не подкачал!!! Он мне и в романе приглянулся, жаль, что в экранизации его внутренний голос не звучал..., зато было: "что встал столбом?" и полные презрения выражения лица по отношению к "волосатому". Да, также чудно крестится при чтении Николаем Петровичем Пушкина, где фигрурирует слово "смерть"
*чудненькая прислуга на губернаторском балу, которые чекались и отпивали из рюмочек, предназначенных для господ
*Базаров, съедающий розочку...
*речь - "чувствительно вам благодарен", "пойдемте чай кушать"...
*общение Евгения с отцом: "говори русским языком - у бабы живот болел"

В фильме много искренности. Эта искренность - в прекрасной игре Юрского и Теняковой. Cмотреть финальные сцены было очень сложно, трудно... Я не плакала, но давило внутри прилично. С ужасом поняла, что жаль мне не Евгения, а стариков...

No comments: