Sunday, May 16, 2010
"Отец", Ивана Соловова
Этот фильм тронул меня до глубины души.
Первое, о чем подумала - перекликается с проблемой недавно увиденного оскароносного "The Hurt locker"(a). Несмотря на то, что эти две войны разделяют география и почти семь десятков лет, обе эти картины о том, что делает с людьми война. Мне кажется, что после просмотра "Отца", я, наконец, стала лучше понимать американский фильм и за это - особая благодарность режиссеру, не побоявшемуся снять ремейк довольно запоминающегося фильма "Домой" (с участием И. Купченко и А. Михайлова).
Фильм снят по повести Андрея Платонова "Возвращение". Книгу я не читала, но помнила фильм "Домой" и хочу сказать, что экранизация Соловова зацепил меня гораздо глубже.
Может быть потому, что невероятно удачно были подобраны актеры не только на главные роли, но и на "маленькие", почти эпизодические, но очень искренние, полноценные, помогающие создать удивительное ощущение правды. Что самое интересное, в этих ролях были заняты актеры, которых я недолюбливала, а здесь увидела их совершенно другими глазами.
Роли главных героев исполняют замечательные, на мой взгляд, актеры - Алексей Гуськов и Полина Кутепова. Здоровый, красивый человек, геройски прошедший всю войну, возвращается домой, с виду целый и невридимый, но это только с виду... Ему тревожно на душе, также тревожно как и случайной молоденькой попутчице Маше, в лице которой он чувствует что-то совершенно новое для себя, возможно на данный момент самое нужное и самое понятное. Но есть жена и дети, которые ждут и нужно ехать домой, чтобы разобраться в самом себе и облегчить, истерзанную, переполненную винегретом перемешанных чувств, запутавшуюся душу.
По возвращении встреча с детьми и женой происходит очень странно, почти спокойно, без бурных радостных всплесков эмоций. Что и понятно - изменились все. Не только человек, которому приходилось убивать, но и те, у кого ежеминутно "обмирали" сердца в тоске и тревоге по родному человеку, незаметно покрываясь небольшими, но многочисленными рубцами страданий. Замечательно сыграл пацан. Эдакий рассудительный и суровый мужик в оболочке ребенка, перед которым теряется его отец. Представляю себе как сложно было этому мальчишке, втайне до смерти любящего отца, которого почти не помнил, слышать его слова: "Дом помню, а всё как не мое..."
Люба - жена. Красивая женщина, мягкая, спокойная, истосковавшаяся. Первый раз мое сердце в фильме сжалось, когда Люба бежит домой с завода, узнав о возвращении Алексея. Потом ее полные грусти глаза, при взгляде на забывшегося во сне мужа. Эти глаза тускнеют, услышав сорвавшееся с уст спящего чужое женское имя "Маша"...
Но Алексей этой грусти не увидит, проснувшись, перед ним будет нарядная женщина, светящаяся надеждой. Cобытия примут неожиданный оборот, когда маленькая дочурка рассказывает о некоем добром дяде Сене, который читает ей книги, приносит продукты и конфеты, помогает строить забор.
Чуть позже, уже вечером, следует сцена отчаянья и ярости - громится новехонький забор. Потом сцена сближения и откровение жены. Очень хорошо сыграла Кутепова. Скупые, искренние слезы. Заплаканный пацан за ширмой. Не понимающий, что с ним происходит, отец.
Утром он уйдет, попытаясь последовать зову сердца, но из окна уходящего поездка увидит бегущих Петрушу и Настеньку...
На меня в этот момент накатили слезы.
Очень хороший фильм.
Отдельно хотелось бы выделить тех, кто сделал эпизоды запоминающимися: Е. Васильева и Л. Аринина в роли тетушек Маши, замечательная Нина Русланова и не нравящиеся мне до этого фильма Р. Мадянов и А. Баширов. Просто молодцы.
С. Иванова в роли Маши - 100%-ное попадание.
В фильме есть замечательный и очень символический кадр - идет человек по полю в обычной цивильной одежде и в такт его шагам медленно и уверенно, движется следом немецкий танк. Война не отпускает, она всегда незримо рядом и неизвестно сколько сил и любви понадобится, чтобы понять и простить.
Спасибо за фильм.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment