Saturday, May 22, 2010

"Чеховские мотивы", К. Муратовой


Я готова несколько раз подряд пересмотреть этот фильм, чем один раз, к примеру, развлекательный "Irom man 2". Это не сравнение, это просто к тому, что после возвращения из кинотеатра с голливудским супер-пупером, захотелось чего-то для души, чего-то для извилин...
Боже мой, как меня этот фильм поразил! Откуда у режиссера такое видение? Откуда оно берется? Как можно снимать так, что несмотря на начальное непонимание и невосприятие все глубже засасываешься в просмотр как в трясину и глаз не оторвать...
Совершенно не мой фильм, а душу наполнил. Наверное, каким-то магическим образом действуют сцены богослужения, а также человеческие лица, и даже интонации. Где набрали таких актеров, чтобы настолько голоса дополняли образ? Как можно так точно передать зависшую атмосферу через совершенно органичные, к месту, кадры животных - свиньи, кошки, лошади? Весь фильм пропитан язвительной иронией на ряду с неподдельной нежностью. Пытаюсь понять, отчего мне фильм так понравился - и не могу.
Наверное, оттого, что так редко приходится смотреть нечто подобное.
Если взять, к примеру, "Настройщика", то он - намного яснее, четче и понятнее. Он не хуже, он просто другой. Таким же образом, как "Чеховские мотивы", когда-то очень давно поразил меня еще один фильм Муратовой - "Три истории". Несмотря на своеобразный сюрреализм, эти фильмы необычайно реалистичны.
Не представляю, как можно снимать сцену обеда за столом, когда одновременно столько всего происходит? От томительного ожидания прихода главы семейства до постепенного перерастания обманчивости семейной идиллии в почти истерическую ссору! При этом, каждая деталь важна и замечаема, несмотря на этот дурдом - и вышивки с изумительными лозунгами, и засыпающий на стульчике под эту дребедень маленький ребенок. Не орущий, не плачущий - засыпающий! Ему не в первой, наверное, привыкший...
Мать с тем же ребенком на руках на кухне втихаря опрокидывает рюмаху. Вошедшая следом дочь, принюхивается к этой пустой рюмке, наполняет ее и проделывает то же самое...
"Неимущий студент" уходит из дома и попадает на свадьбу в церкви.
Эта свадебка - просто нечто! Каждая группка гостей - отдельная песТня. И попы, оказывается, тоже, прежде всего - люди (слезы на глазах у актера С. Бехтерева - тому доказательство).
Очень поразила концовка. Даже словами не передать. Череп на столе, совершенно опустошенный студент и понимающая кошака, сочувственно сворачивающаяся у него подмышкой. Удивительное прощание со всеми и ни с кем. "Уходя - уходи".
Вот такие сумбурные размышления. И, несмотря на позднее время, очень остро хотелось зафиксировать свое впечатление от просмотренного на бумаге. Возможно для того, чтобы, прочитав все это через несколько дней - еще раз попытаться понять...
Такие фильмы (как, к примеру, "Гололед" Брашинского), действительно, нужно смотреть несколько раз.
ЛИЦА:






No comments: