Ее картины висят в лучших музеях планеты и стоят миллионы долларов. Эта женщина – один из кумиров ушедшего века, по ее воспоминаниям создаются балеты и фильмы, ей посвящаются поэмы, а ее знаменитый дневник, напечатанный факсимиле, стал библией для ее поклонников.
Детство
Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон родилась в 1907 году в знаменитом «Голубом доме», находящемся в Койоакане, богемном районе Мехико, в семье фотографа, еврея по происхождению и испанки. В 6 лет девочка заболела полиомиелитом, после чего осталась хромой на всю жизнь – правая нога стала тоньше левой. Ее физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества – длинные национальные платья, какие до сих пор носят в некоторых штатах Мексики и которые так нравились ее мужу Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на их свадьбе, одолжив его у служанки.
В детстве справляться с недугом ей было нелегко, сверстники жестоко дразнили ее «Фрида – деревянная нога». Но она находила в себе силы и наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом, а на ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы та выглядела как здоровая.
В 15 лет она поступила в Национальную подготовительную школу с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девочек. Фрида сразу же заработала авторитет, и уже там ее поведение стали называть эпатажным. В этой школе произошла ее первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, который в те годы расписывал там стены. Ривера не был красавцем: он был огромен и толст, с вечно взлохмаченными волосами и прикрытыми набрякшими веками глазами. Сам себя художник любил изображать в виде толстобрюхой лягушки с сердцем в руке. Его всегда обожали женщины, и он отвечал взаимностью, но в то же время признавался: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать». Диего пора-зил юношеское воображение Фриды. Она выслеживала его, дразнила, старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила одноклассникам: «Я непременно выйду замуж за этого мачо и рожу от него сына».
Катастрофа...
Автокатастрофа произошла дождливым вечером в сентябре, когда Фриде было 18 лет. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Сломанный железный прут токосъемника воткнулся в живот девушки и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в нескольких местах. Тридцать два раза Фрида побывала на операционном столе. Это своеобразный мировой рекорд. Когда начались мучительные месяцы неподвижного бездействия, она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа.
У кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Восстановившись после автокатастрофы, Фрида приехала к дону Ривере показать свои работы, созданные в течение страшного года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет. Любвеобильный Диего уже расстался со своей второй женой, и ничто не мешало ему увлечься двадцатилетней художницей, незаурядной, остроумной, смелой и талантливой. Кстати, критиковать его живопись, даже нелицеприятно, разрешалось только ей, что не мешало им высоко ценить и понимать творчество друг друга. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения.
В 1929 году 22-летняя Фрида Кало стала женой 42-летнего Диего Риверы. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Они не всегда могли быть вместе, но никогда не расставались надолго. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, «страстные, одержимые и порой мучительные». Сама же Фрида говорила так:
«В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – Диего… И Диего был худшей из двух».
Фрида – жена
Ривера ей часто изменял, Фрида знала об этом, но смотрела на все будто сквозь пальцы. Однако в 1934 году его измена с младшей сестрой Кало стала для Фриды ударом. Диего сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношения с ней рвать не хотел.
И все же в 1939 году они развелись. Позднее Диего расскажет: «Мы были женаты 13 лет и всегда друг друга любили. Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не могла понять, почему я выбираю тех женщин, которые меня недостойны, или тех, которые уступают ей... Она предполагала, что я был порочной жертвой собственных желаний. Но это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям Фриды. Разве она не будет страдать дальше?»
Меру ее страданий можно определить по картине, которую она посвятила этим событиям: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами, а рядом с ножом в руке с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. «Всего-то несколько царапин!» – так художница назвала полотно. Фриде всегда было присуще горькое чувство юмора, напоминающее смех висельника.
В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида Кало. Она же привезла изгнанников в свой «Голубой дом». Несмотря на физические увечья, яркая, неординарная Фрида сумела пленить почти 60-летнего революционера. Ей, бывшей в состоянии войны с мужем, это было только на руку, к тому же Фрида искренне восхищалась Троцким и многого ждала от общения с ним. И хотя связь их была недолгой, имя Фриды Кало навсегда останется в биографии Троцкого как имя его последней любви.
Фрида всегда оставалась Фридой, не поддаваясь ни на какие приманки новых течений или веяний. И в ее действительности абсолютно реален был только Диего. «Диего – это все, все, что живет в минутах не-часов, не-календарей и пустых не-взглядов, – это он». Они вторично сыграли свадьбу в 1940 году, спустя год после развода, и оставались вместе до ее смерти.
«Искалеченные» надежды
Фрида всегда мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности, которые были подвигом с ее стороны, закончились трагично. И тогда она стала рисовать младенцев, чаще всего – мертвых. В целом к творчеству Фриды есть несколько подходов, но нельзя не признать, что в ее работах проявлялись жестокость и известная доля бесстыдства, свойственные этой художнице. На полке в ее кабинете среди книг по анатомии, физиологии и психологии находился один предмет: как напоминание о неродившихся детях стоял сосуд с заспиртованным человеческим эмбрионом.
В 1940-е годы картины Фриды появлялись на заметных выставках. В то же время обострялись ее проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физическую боль, изменили ее душевное состояние, что ярко отразилось в ее культовом дневнике. Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Незадолго до смерти ей ампутировали правую ногу. Тогда ее мучения превратились в пытку, но она нашла в себе силы, чтобы открыть последнюю выставку весной 1953 года. В день открытия ее поместили на кровать в центре зала, где Фрида шутила, пела песни, пила текилу, курила и общалась с людьми. Тот день потряс публику не меньше, чем посмертный 13 июля 1954 года, когда с ее телом, завернутым в знамя Мексиканской коммунистической партии, в зал крематория пришли проститься толпы поклонников.
«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не вернуться. Фрида» – это последние слова из дневника художницы. Фрида Кало умерла от воспаления легких через неделю после того, как отметила свое 47-летие. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения: старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье и дешевенькие вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в ее серый гроб. После ее кремации Диего Ривера поместил урну с прахом Фриды в старинную вазу, по форме напоминающую беременную женщину.
12 фактов о Фриде Кало
1. В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства и культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Ее творчество насыщено символами и фетишами.
2. Фрида произвела неизгладимое впечатление на великого Сальвадора Дали и Василия Кандинского, а Пабло Пикассо подарил ей сюрреалистическую серьгу, как высший знак своего восхищения.
3. Жан-Поль Готье посвятил Фриде одну из своих коллекций одежды.
4. В Мексике очень популярна кукла «Фрида Кало». Она имеет не только внешнее сходство с художницей, но и одежду, до мельчайших деталей повторяющую ее экстравагантный стиль.
5. Любимое пристанище Фриды – знаменитый «Голубой дом», прозванный из-за стен цвета индиго, так почитаемого индейцами, после смерти художницы стал Домом-музеем Фриды Кало.
6. Кало часто рисовала портреты коммунистических лидеров, в том числе Ленина и Сталина. Однако портрет последнего в парадном белом мундире она закончить не успела: Сталин так и остался с одним недорисованным золотым погоном.
7. При жизни Фриду постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания: ее отец страдал эпилепсией.
8. Фрида была первой в Мексике женщиной, подвергшейся психоанализу.
9. Потомки художницы открыли линию высококачественного алкоголя – текилы, которая называется ее именем. Текила была любимым напитком Фриды.
10. Фильм «Фрида» был снят в 2002 году. Главную роль в нем исполнила самая известная мексиканская актриса – Сельма Хайек. Данная кинолента получила две премии «Оскар» и премию «Золотой глобус».
11. Фрида Кало имела раскрепощенную экстравертивную натуру, чья ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Она изрядно курила,
в избытке употребляла спиртные напитки, открыто была бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.
12. Жизненный девиз Фрида определила для себя так: «В самом деле, зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?»
Текст: Екатерина МАКАРОВА, tv7.ru
No comments:
Post a Comment