Олег Янковский... Вот уже более трех десятков лет народный артист СССР блистает на экране и сцене. Возраст лишь добавил шарма его природному аристократизму - Янковский изящен и галантен, остроумен и прост, притягателен и таинствен...
Тайна № 1. Происхождение
Сын сгинувшего в лагерях бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Павловича Янковского, он родился в казахстанском городке Джезказгане: рудник, семьи ссыльных интеллигентов и уголовников. Олег гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке... Дворянские корни были тогда не в чести... Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи, не уцелели ни дворянская грамота, ни отцовский Георгиевский крест. Жили впроголодь (Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать), ходили в обносках, впятером ютились в четырнадцатиметровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию.
Тайна № 2. Странная история
Со временем Янковские смогли перебраться в Саратов - город театралов... Особенно этому радовалась Марина Ивановна: в юности она просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене. Старший из братьев Янковских - Ростислав - окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец - средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший впервые вышел на сцену - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.
Марина Ивановна очень тосковала в разлуке со Славиком и Олежкой, и, как только появилась возможность, младшего вернули домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше. Засобирался Олег в мединститут, чтобы выучиться на стоматолога и со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Как-то летним днем, покупая на рынке картошку, он увидел на столбе затертое объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены. Однако решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие то списки и сказал: «Вы приняты. В сентябре приходите учиться». Олег вернулся домой ошарашенный: судьба сама за него все решила. Осенью он просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, просто промолчал. Решил: пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского. Сейчас Николай Янковский возглавляет Молодежный театр в Саратове.
Тайна № 3. На всю жизнь
Марина Ивановна учила своих сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь.
На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек... Потом сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Тогда они и не думали, что их будущее - здесь, в Москве!
После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Вскоре они поженились. Как в этой хохотушке он разглядел главную любовь своей жизни – неизвестно. Как бы то ни было, но благодаря ей туда же был принят и Олег. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: «Это - муж самой Зориной». Театральная судьба самого Янковского складывалась не так удачно - актеру доставались лишь крошечные роли. И не известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай…
Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком сидел Владимир Басов с женой Валентиной Титовой и членами съемочной группы фильма «Щит и меч». Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... «Если бы с таким лицом он еще был бы актером...» К счастью, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Между прочим, в этом фильме Олегу должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но Карелов, увидев на пробах Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!» В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий. Янковский был совершенно счастлив. Получив телеграмму, в которой говорилось об утверждении на роль, он шел и боялся, чтобы какая-нибудь машина его вдруг не сбила. Переходя улицу, раз пять оглядывался: так свою ценность осознавал.
А вот на съемках другого фильма – «Гонщики» - попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, приехав в Москву, без конца рассказывал всем о «счастливчике Янковском». Так это имя услышал режиссер театра «Ленком» Марк Захаров... Вскоре Янковский вышел на сцену «Ленкома» - сцену, со временем ставшую ему ближе родного дома. Людмила пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она поехала за мужем в Москву и с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались «крепкие тылы».
Тайна № 4. Разные роли
Значимой для Олега Янковского стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». А попал Олег Иванович в картину благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера: «Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре «Мосфильма». Иду, вдруг слышу сзади топот. Поворачиваюсь, а она спрашивает: «Можно вас?» Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит - конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили – 4-ехлетнего Филиппа. Семейное кино получилось».
Роли, сыгранные Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит отметить особо. Первой их совместной работой в кино стала картина «Обыкновенное чудо» по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника. Затем последовал фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. Была еще роль Свифта в комедии «Дом, который построил Свифт» и Дракона в фильме «Убить Дракона». Не оставался Янковский без внимания и у других режиссеров и даже актеров.
В свое время Евгения Глушенко, утвержденная на главную роль в фильме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию», уговорила режиссера прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить Янковского. «Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!» А сейчас... Его коллеги утверждают, что Олег Иванович - чуть ли не единственный человек в России, которому не нужно учиться носить смокинг или фрак...
Тайна № 5. Сохранить себя
В начале 90-ых годов ни о каком смокинге или фраке думать не приходилось. Правда, Олег Янковский сыграл роли в трагикомедии Георгия Данелии «Паспорт» и историко-психологической драме Карена Шахназарова «Цареубийца». А затем…
Олег Иванович исчез с экранов: «За производство фильмов брались все, кто хотел. И думали не о творчестве, а об отмывании денег. Когда эти «кинематографисты» окончательно все оккупировали, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться».
По приглашению Клода Режи Янковский на полгода уехал в Париж, участвовал в международном театральном проекте, очень напряженно работал. Кстати, эхо распада Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже Олег Иванович узнал, что подписан указа о присвоении ему звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием перестала существовать. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а Янковский оказался последним... К слову, на вечере, посвященном столетнему юбилею МХАТа, он даже позволил себе шутку на эту тему: «С кого начинали товарищи и кем закончили!» Зал оценил юмор, смеялся долго.
Оказаться от кино совсем Янковский все же не смог. Сыграл главные роли в фильмах «Роковые яйца», «Первая любовь», «Ревизор». Но вот удовлетворения эти ленты не приносили. Тогда он занялся общественной работой, стал президентом Открытого российского кинофестиваля в Сочи («Кинотавр»). Но и в этой деятельности вскоре отказался – не его это дело. В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - «Приходи на меня посмотреть». Эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.
Олег Иванович по-прежнему интересен режиссерам, вот и продолжает работать, отдавая предпочтение интересным проектам. Таким, например, как «Бедный, бедный Павел», «Доктор Живаго», «Стиляги»…
А совсем скоро на экранах появится новая экранизация романа «Анна Каренина» с Янковским в главной роли. «Вот Каренина, которого я сыграл в четырехсерийной картине Сергея Соловьева, и великий Хмелев, и Гриценко играли, мягко говоря, неприятными для зрителя. Но тогда и проблемы нет, почему Анна изменила ему, ушла. А сыграть его иным… Вот это мне интересно».
Олег Иванович остается приверженцем семейных ценностей. Он, которому судьба улыбалась столько раз, по-прежнему считает, что семья - самая большая удача в его жизни. Самые близкие люди для Янковского - жена Людмила, сын Филипп, невестка Оксана Фандера и, конечно, внуки. Их у него двое - Ваня и Лизонька.
Как то Олег Янковский признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Хорошо, что выбирать ему не пришлось…
***20 мая исполняется год как нет с нами больше этого замечатeльного актера и человека.
No comments:
Post a Comment