Saturday, July 23, 2011

Шаббат и "язык искусства"...

У нас есть добрая семейная традиция - в пятницу вечером идти к родителям на ужин.
С тех пор как не стало папы, правда, это превратилось в просто "к маме..." Мамина квартира напоминает нам тот дом, который остался далеко за океаном - та же мебель с традиционным хрусталем в витринах, бережно хранящиеся старые семейные фото на стенах и картины, подаренные друзьями "на память"... Также у мамы есть русское телевидение с традиционным журналом-программкой на неделю, в которой, как ни странно, случаются очень неплохие интервью и разного рода обозревательно-познавательные статьи. В этот раз с огромным интересом читала о съемках сериала "Жизнь и судьба" с Сергеем Маковецким в главной роли. Тот, кто эту статью подготовил очень здорово подобрал материал, в котором, кроме съемочных подробностей большое внимание было уделено просто человеческим отношениям между актером Маковецким и режиссером Урсуляком, а также - оношениям актеров между собой...
С нетерпением буду ждать выхода этой работы на экран.
И еще в теленедельке было напечатано довольно обьемное интервью с моим любимым режиссером А. Звягинцевым. Многое из этого интервью мне уже было знакомо, но вот хотелось бы сюда перенести то, что понравилось - снова и снова открываю в этом человеке интереснейшего собеседника:
"В фильмах своих вы режиссёр "не актерский". Вы не даете актерам куражиться, импровизировать. Точно знаете, что вам нужно от них?
- Думаю, что я все-таки понимаю, чего ждать и чего требовать от актеров. Когда пишешь сценарий, детально прорабатываешь каждый эпизод. Заранее знаешь, какие слова люди произносят, как решена мизансцена, в каком ритме она выстроена. Создаешь определенную матрицу, пытаешься приблизить к ней существование артиста в кадре.
Тут нет особого труда, когда читаете роман, вы же представляете себе какие-то "картины". Есть режиссёры, работающие иначе. Решают эпизод прямо на площадке. В большей степени доверяются актеру, его стихии - куда понесет.
По-моему, все определяется авторским видением. Очень важен выбор актера. Нужно потратить много времени, энергии, сил, чтобы отыскать исполнителя, который бы точно подходил на роль. Если ты не ошибся с выбором - у артиста не будет серьёзных трудностей: преодолев себя, он сможет попасть в заданный тобой рисунок".
"Великим фильм делает не режиссёр, а зритель. нужно быть алхимиком, чтобы увидеть невидимое. Акт восприятия - алхимия чистой воды".
"Откровение - это загадка, парадокс. Оно всегда граничит с чем-то непостижимым.
Истина говорит языком парадокса. "Парадокс" в переводе с греческого - "лежащее дальше знания". Помните парадокс Зенона? Вот это - знаемое нами, вот это - незнаемое, а это - граница с незнаемым. Чем обширнее наше знание, тем протяжённей граница с незнаемым. Потому Сократ и утверждал: "Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого". Язык искусства - это образ, а не прямое высказывание. Нельзя писать пояснительные записки. Нужно работать так, чтобы то, что ты создал, затягивало в воронку. Как Рембрант. Чернота на его полотнах - не просто чёрная краска, это бездна, засасывающая тебя. Ты улетаешь, туда, когда начинаешь вглядываться. Рембрант лишь пречувствовал, что там. Хотя и не мог знать наверняка. Тот, кто создает парадокс, не всегда осознает, что именно лежит "за пределом". Но чует - нечто невероятное".

***
Маму после ужина забираем ее к себе и проводим выходные вместе.
Это не значит, что маме внимание нужно уделять ежесекундно. Она у нас - чУдная, очень добрая и очень понимающая.
Всем желаю такую свекровь.

No comments: