Saturday, November 21, 2009

"Псих", театр п/р Олега Табакова.

По роману Александра Минчина.
Режиссер - Андрей Житинкин.

Сразу оговорюсь - ни с творчеством писателя, ни режиссера - не знакома. Нет, если быть честной - для меня друзья раздобыли телеверсию Житинскинской "Анны Карениной" с Сашей Ефимовым в роли Вронского. Помню говорила ребятам, что Вронский меня не впечатлил, а вот сама постановка - понравилась.
Также ничего не смотрела с Безруковым, хотя наслышана очень и очень... Не знаю почему, но вот какое-то существовало неверие в его лучезарность, искренность, всегда улыбчивое лицо. Вот ловлю себя на том, что не знаю как объяснить. Вообщем, вместо того, чтобы смотреть что-то "нашумевшее с известными" я всегда больше склонялась к просмотру чего-то совершенно "незнакомого с малоизвестными". Не хочу сказать, что четко разделяю эти категории и какой-нибудь из них отдаю явное предпочтение. Скажем так -для меня очень важно то чувство, которое у меня остается после просмотра. Если "в одно ухо вошло, в другое вышло" - это даже не разочарование, это что-то несущественное, мимолетное, Отнявшее у меня то время, которое, при более мудром выборе, потратилось бы на что-то сжимающее сердце, на смешанность смеха и слез, на то, что сразу не объяснить...
"Псих" - несомненно одна из таких постановок, несмотря на то, что некоторые моменты были "перебором". Для меня лично, это было связано только с музыкой. Она, в основном, была удивительно хорошо подобрана, но в тех критических местах, где "душа героя кричит", она достигАла апогея, как-бы пытаясь акцентировать внимание на этой боли, усилить ощущение. На мой взгляд - это перебор, появляется мимолетное ощущение пафосности, не нужно ничего усиливать там, где и так чувствуешь боль вместе с героем и вместе с ним хочется кричать...
Втягиваясь в просмотр, меня не покидало ощущение, что это фарс какой-то, именно от того, как играл Сергей Безруков, как реагировал на него зал. Потом всё, абсолютно всё отступает на задний план, потому что вместе с преобразованиями Саши, (героя С. Безрукова) зритель тоже меняется, в этом заслуга, конечно не только таланта Безрукова (уже для меня несомненного), но и совершенно удивительной творческой актерской команды этого спектакля.
Перед тем как поставила качать эту телеверсию, я читала описание, где говорилось, что главный герой - молодой беззаботный студент Саша попадает в психушку по ошибке, пытаясь отвлечься от мира, мечтая писать книгу в тишине и покое.
Это заблуждение. Понимаешь, что Саша там не случайно, когда узнаешь, что он дважды вскрывал себе вены - факт, по его словам, "совершенно несеръезный, баловство..."
И только в этом заведении, столкнувшись "нос к носу" со страшной реальностью методов и, главное - результатов лечения, он осознает, насколько его доныне существующие "проблемы" оказываются "высосаными из пальца". В нем появляется жажда во что бы то ни стало, сохранить ясность мышления и вырваться на свободу, он старается изо всех сил. В этом ему помогают многие - и чУдная пара соседей по палате Венька/Валерка, и медсестра Ирочка, и повариха баба Шура (её версия "не ходите, девки, замуж" - просто отпад). Также искорку надежды поддерживает в нем единственная дальная родственница, его навещающая, Анна Ивановна, в прекрасном исполнении Ольги Блок-Миримской. Каждое появление Анны Ивановны на сцене дарило море приятных впечатлений и каждый раз хотелось видеть ее снова и снова.
"Вы шо... шо... шоколад кушаете?" (охраннику)
"Спасибо, что вы есть! Ой, не то хотела сказать... (ему же)
Она совершенно "покупается" в сценке, когда Венька и Валерка разыгрывают из себя "обостренных шизиков" (просто песТня!), и также искренне удивляется в сценке "Никита/банан". Она все время торопится - и в движениях, и в разговоре, и ты понимаешь, что всё это - просто своеобразная защитная реакция.
Саше дают надежду на выписку, душа ликует. Только это обман. Начинается "вторая часть марлезонского балета", вторая эпопея, которая, медленно набирая обороты, искалечит мозг парня настолько, что даже такая долгожданная, заветная свобода УЖЕ НЕ СПАСЁТ.
Мне сложно думать о морали, о сути этой постановки. Этот тот случай, когда эмоции от увиденного, "перевешивают" все то, о чем думается сразу. И тем не менее, этот просмотр "не отпускает", и ты думаешь, думаешь, думаешь...
Пожалуй, нужно бережнее относиться к себе. Крайности - это не всегда крайности ("в сравнении с мировой революцией"!), беды - не всегда беды. Даже не бережнее к себе относиться, а скорее - больше прислушиваться к себе.
На поклонах появился режиссер и меня поразило выражение его лица, насколько смятенным и растерянным он казался, как бережно с благодарностью обнимал Безрукова.
Мне кажется, что он было точно так же тронут, как и обычный зритель (если это возможно).

No comments: