Friday, July 30, 2010

Robert Downey Jr.

Талантливому и харизматичному Дауни долго мешала репутация «плохого парня Голливуда» - наркотики, пьяные выходки, приводы в полицию… Мы разговариваем с Робертом после выхода блокбастера «Железный человек-2», и сегодня он выглядит лучше, чем когда бы то ни было. А впереди у него целый ворох новых ролей - в том числе продолжение «Шерлока Холмса» и еще два фильма о Железном человеке Тони Старке.



– Роберт, расскажите о «Железном человеке-2»?

В сиквеле мы постарались заглянуть ему под доспехи. Никакого сексуального подтекста – мы просто решили разобраться в мифологии супергероя и развенчать сам миф. Поговорить о том, что произойдет на самом деле, если человек со странностями вдруг обретет супер-силу. Как он поступит? Это будет зависеть от демонов из прошлого и от отношений с семьей. И мы набрали много прекрасных новых участников – Дон Чидл, Скарлетт Йоханссон, Сэм Рокуэлл и – да, мы сделали это! – Микки Рурк. И Гарри Шендлинг в роли сенатора, которому мой Железный человек тет-а-тет объясняет, почему он не собирается передавать свою технологию правительству США. Я искренне уважаю людей, которые сняли фильм. И отблагодарю их тем, что лично буду контролировать постпродакшн. Чтобы на монтажном столе из него не сделали типичное американское барахло.

Как отнесся к успеху «Железного человека» ваш сын Индио?

Ему до моих фильмов нет дела. Его интересуют только друзья, и отец нужен только для того, чтобы возить его и его подельников по Лос-Анджелесу в мини-вэне.

Так он трудный подросток?

Совсем нет. Мне повезло – у него, с одной стороны, развито чувство собственного достоинства, с другой – он легко адаптируется к разным ситуациям. Однажды ходил я к психоаналитику: винтажная мебель, индейские боевые оперения на стенах, все как надо – серьезный деятель психоанализа. И он мне сказал: «Знаешь, как я воспитывал своего сына? Не лез не в свои дела». Вот и я не лезу, пока сын строит шалаши для сирот в Гватемале. Хотя, когда нужно получать права, приходится вспоминать, что у тебя есть отец. Он-то думает, что участковый будет решать, давать ему права или нет, а на самом деле решение принимает родитель. Поэтому, когда придет время, мы поедем в пустыню на двух мини-куперах и устроим ралли, и если за два дня Индио не сдуется, получит свои права.

Жена Сьюзен помогает в воспитании?

Сьюзен продюсирует «Железного человека 2» и тоже не лезет не в свои дела. А вот для матери Индио, Деборы Фалконер, воспитание ребенка – серьезная работа, с которой она, к слову, справляется фантастически. Мы со Сьюзен делаем свою часть работы – то есть стараемся не лезть куда не надо. Что, конечно, иногда непросто... с моим-то темпераментом. Спасибо тебе, Господи, что подарил мне такую семью. И такую жену. Не то чтобы у нас с первой женой были большие проблемы, но ведь новая жена – она потому и новая, что со старой что-то не срослось, а теперь ты вроде как все для себя разрулил... И заметьте, я не говорю «вторая жена», потому что это подразумевает, что, возможно, будет и третья. Я говорю «новая», она же – последняя жена, она же – просто жена.

Может, проще говорить «свежайшая жена»?

То есть самая свежая? Ну да, в противовес протухшей...

Вы неплохо понимаете женщин. В комедии «Солдаты неудачи» ваш персонаж – Голливудская Суперзвезда – выиграл пять «Оскаров», включая один за лучшую женскую роль. А чтобы отнять
роль у Дона Чидла, он едет в Сингапур, где с помощью некоего волшебного метода становится афроамериканцем. Удалось ли вам внедриться в другую расу?

Думаю, да – один настоящий афроамериканский актер сказал, что я напоминаю его дядюшку из Детройта.

Из вас получился бы хороший солдат?

Да! Потому что актеры – как солдаты, только живем в отелях, а не в казармах. В остальном все как в армии – собираемся вместе, чтобы создать нечто общее. Становимся рядовой, маленькой частью огромного организма. И иногда нас даже объединяет чувство товарищества.

Кого вы можете назвать товарищем?

Джеймса Вудса – мы дружны уже лет двадцать, с работы над «Верующим». Он очень мудрый человек, внушивший мне несколько прописных истин, до которых своим умом я дойти не мог. Если бы мне пришлось выбрать самого значимого человека в моей жизни, это был бы лорд Аттенборо, гигант, сделавший мне невероятный подарок (режиссер Ричард Аттенборо подарил Дауни роль Чарлза Чаплина. – Прим. ред.). Джон Фавро (режиссер «Железного человека». – Прим. ред.) – мой астральный брат. Мы – странная парочка. Я постоянно ору на него: «Посмотри на себя, чертов невротик!» А он мне: «Сам на себя смотри, властолюбец!» В итоге мы приходим к некоему консенсусу взимного уничижения, позволяющему вдохнуть новую жизнь в этот волшебно глупый комикс.

Вы однажды сказали, что основная головная боль в Голливуде – стремление к успеху и вечной молодости.

На самом деле проблема в трактовке понятия «успех», которое не имеет ничего общего с селебрити-статусом. Вот в чем главная проблема западного мира. Неприятно и то, что идеология успеха и вечной молодости становится все более глобальной. Может, это просто признак времени, но скорее – оборотная сторона нашего информационного века. В голову вдалбливается представление о том, что самое главное – счет на табло. И в чью он пользу. Ну типа «Меня показали по ящику!» или «Я принес в жертву беспечную юность и поступил в колледж, на который мои предки копили всю жизнь, чтобы потом хвастаться соседям». Все это заставляет задуматься.

А какая у вас нынче машина?

Мою машину «зовут» Bentley, и в ней живет компьютер, который постоянно мне докладывает, что я проехал меньше миль, чем у меня литров в баке. Видимо, он окончательно свихнулся.

После «Железного человека» киностудии стали относиться к вам с большим уважением?

Сказав «да», я признаю, что раньше ко мне относились с меньшим уважением. А я даже не знаю, что означает «уважение». В смысле, я в курсе значения слова, но в голливудском контексте... Что я имею в виду? Что после того, как фильм собрал 100 миллионов за выходные, вы неизбежно переходите на другой уровень. И тут надо выбирать – вы или в мафии, или нет.

***

Родился в Нью-Йорке 4 апреля 1965 года в семье режиссера независимого кино Роберта Дауни.

Кинодебют: в возрасте пяти лет с ролью в картине отца «Загон» (1970).
Образование: В 17 лет бросил школу, чтобы заняться карьерой киноактера.

Первый успех: главная роль в картине Ричарда Аттенборо «Чаплин» (1992, номинация на «Оскар»), после было много ролей в проходных фильмах.

Проблемы с законом: Роберта задерживали за ношение незарегистрированного оружия, за хранение наркотиков, в 1996 году провёл 16 месяцев в тюрьме Лос-Анджелеса.

Личная жизнь: 7 лет встречался с Сарой Джессикой Паркер, 12 лет был женат на Деборе Фалконер (поженились через 42 дня после знакомства), в 1993 году у них родился сын Индио, который сейчас живет с Робертом и его третьей женой Сьюзан Левин.

Именно Сьюзан помогла ему окончательно избавиться от алкоголизма и наркомании.

No comments: