Wednesday, May 5, 2010

О хлебе насущном для творческих людей

Взято из интервью с писателем В. Войновичем, но вопрос и, что важнее - ответ на него, очень хорошо отбражают реальную действительность для человека любой творческой профессии:
— Процесс писательства — это то, без чего не можете жить, способ самовыражения или средство зарабатывания денег?
— Это то, без чего не могу жить. Заработок, конечно, важен, но помните строки Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»?

***
— Вы сказали про особое состояние, необходимое вам для того, чтобы работать. Не могли бы вы описать это состояние?
— Словами сделать это, наверное, невозможно. Я и сам не до конца понимаю, что со мной происходит. Возникает какой-то камертон, мне слышится какая-то музыка. Что-то на тебя находит, и ты понимаешь, что надо писать вот так-то и в такой-то тональности. В прозе очень важно ее найти, точно так же, как и в музыке. Возникает интонация, и постепенно, как из тумана, вырисовывается рассказ…
Вообще писательское дело в чем-то сродни актерскому. У меня есть яркие воспоминания, связанные с начальным периодом литературной работы, когда, описывая какого-то старика — а мне тогда было 27 лет, — я начинал чувствовать себя очень усталым и больным, ходил по комнате, еле поднимая ноги, что-то бормотал надтреснутым голосом…

***
О Владимире Войновиче:

Судьба Владимира Войновича полна противоречий и парадоксов.
Ярый антисталинист, он появился на свет в Сталинабаде (так в 1932 году именовался Душанбе). После того как будущий писатель дважды не был принят в Литинститут, он поступил в Педагогический институт имени Крупской (опять же привет вождям революции), который, впрочем, не окончил. В 1980 году брежневским указом он был лишен советского гражданства, сейчас же — гражданин мира Владимир Войнович вне всяких сомнений является одним из самых любимых на родине писателей. В чем несложно убедиться, побывав на какой-нибудь презентации или встрече с читателями, которые неизменно собирают множество поклонников яркого и самобытного таланта Владимира Войновича. Однако как настоящий художник, он не останавливается на достигнутом и ставит перед собой новые цели. Совсем недавно Войнович представил новую книгу «Автопортрет. Роман моей жизни», написанную с легким юмором и с такой узнаваемой ироничной интонацией.

No comments: