Monday, August 16, 2010

Маркус Виничиус

25-летний художник и теоретик искусства из Бразилии Маркус Виничиус на Петербургском фестивалe экспериментального искусства.



Главную идею своих художественных акций, объединяющих возможности изобразительного искусства и театра, господин Виничиус формулирует так: «Я сосредотачиваю работу на моем теле как территории для экспериментов». Говоря проще, художника интересуют субъективные впечатления, которые возникают во время придуманных им действий, часто провокационных. В Кордове (Аргентина) художник ходил по улицам обклеенный скотчем с надписями в стиле граффити. В Буэнос-Айресе удивлял прохожих «странным телом», обнаженным до белья и украшенным проводами. В целом методы работы бразильского художника напоминают деятельность его российского коллеги Андрея Бартенева, имя которого ассоциируется у любителей необычных зрелищ со словом «эпатаж».

Примерно в этом же ключе Маркусом Виничиусом задумывалась и петербургская акция. Хотя по сравнению с его предыдущими «хождениями в народ» она оказалась неожиданно простой. Художник захотел ознакомиться с городом вслепую: прогуляться по центральным улицам с завязанными глазами в сопровождении нескольких добровольцев из посетителей «Манежа».

«Мне кажется, зрение часто отвлекает от главного при знакомстве с новыми людьми, ситуациями, пространствами. На восприятие и обработку визуальной информации уходит слишком много сил. Из-за этого «отключается» интуиция, притупляются слух и осязание. Зрение создает лишние «шумы». Мне показалось интересным на время устранить их», – пояснил бразилец свой замысел.

К началу перформанса набралось семь молодых людей, желающих стать поводырями добровольно ослепшего иностранца. Маркус Виничиус завязал себе глаза черной повязкой и протянул руку, приглашая первого сопровождающего. Им стал студент из Вены по имени Лукас, который пришел в ЦВЗ «Манеж» в поисках интеллектуального досуга. Он помог Маркусу спуститься по ступеням выставочного зала и свернул вместе со своим подопечным на Конногвардейский бульвар. Остальные двинулись следом.

Со стороны дуэт художника и его вергилия в компании нескольких зрителей выглядел хотя и незаурядно, но у прохожих вызывал лишь сдержанное любопытство. Только однажды пожилая пара поинтересовалась, не ведем ли мы молодого человека к мосту, чтобы утопить.

Вся компания в целом была похожа на развлекающихся студентов. Маркус Виничиус осторожно шел, иногда наступал на ноги прохожим, прислушивался, когда поводырь предупреждал его о ступеньках, светофорах и прочих препятствиях. Остальные просто гуляли, смотрели по сторонам и беседовали. Ощущения того, что происходит художественное действо, не было совершенно.

«Чтобы оно появилось, нужно попробовать быть поводырем», – порекомендовала Ольга, которая участвовала в этом перформансе во второй раз (аналогичное мероприятие Маркус Виничиус устраивал за день до этого). «Обычно этот жанр предполагает разделение на зрителей и перформеров, – продолжила Ольга. – Мне показалось интересным, что на этот раз граница стерта и каждый может поучаствовать в действии».

На площади Труда Лукаса сменила Ангелина. Оставивший свой пост австриец не был вдохновлен происходящим. «Почувствовал обычную ответственность за человека, который нуждается в моей помощи», – сказал он. А Ангелина, которую у Мариинского театра сменил следующий доброволец, рассказала, как однажды она была инициатором такого же действа, при этом не имея в виду ничего высокохудожественного. «Я решила сделать моей подруге сюрприз на день рождения. Она давно хотела покататься на карте. Я завязала ей глаза, мы вышли на улицу, сели в метро, доехали до нужного места... Сюрприз удался, подруга была довольна и подарку, и необычному приключению перед ним», – рассказала Ангелина.

Финал прогулки бразильца с завязанными глазами наступил на Никольской площади. Здесь в сквере перед Николо-Богоявленским собором бразилец снял повязку, огляделся по сторонам, и общение всей компании без пауз продолжилось.

Никто ни о чем не спрашивал Маркуса Виничиуса. А мне вспомнилось, что художник говорил на открытии фестиваля: «Моя работа очень простая. Быть художником для меня – значит просто жить. Жизнь и есть главный перформанс». О чем тут, действительно, спрашивать...

Вера ГИРЕНКО, spbvedomosti.ru

No comments: