Monday, September 6, 2010

Зачем люди ходят в театр?

В наше время все активнее утверждается мнение, что для развлечения. Комедия положений теснит другие жанры на театральных афишах. В стремлении выжить театры теряют «лица необщее выражение». Все меньше серьезных спектаклей выходит в свет. Редеет число коллективов с ярко выраженной философской и эстетической позицией. Так что же, народ хочет хлеба и зрелищ? Так ли это? Может быть, стоит обратить взгляд на те театры, которые не заигрывают со зрителем, не потрафляют нетребовательным вкусам. Они опровергают расхожее мнение, что серьезные спектакли не приносят сборов. Залы этих театров полны. Думающий зритель отвечает им преданностью и любовью.

С художественным руководителем одного из таких театров — Российского академического молодежного театра — Алексеем Владимировичем Бородиным и прошел очередной разговор в программе «В поисках смысла» 3 сентября.



Если вспомнить ключевые спектакли, которые Бородин выпустил за последние несколько лет, получается довольно интересная картина: «Фандорин», «Берег утопии», «Портрет», «Алые паруса», недавняя шумная премьера «Чехов-галла»… В перечисленных спектаклях отчетливо различается послание. Эти разные по жанру постановки объединяет единая мысль — каждый человек вне зависимости от обстоятельств, а порой и вопреки им, может совершить в своей жизни нечто значительное и важное. Следователь Фандорин спасает человечество от влияния безжалостной могущественной организации, которая вознамерилась управлять миром, герои «Берега утопии» — а это Герцен, Огарев, Бакунин, Белинский, Станкевич — свои представления о справедливом мироустройстве пытаются в меру сил превратить в реальность. Ассоль, героиня «Алых парусов», убеждает нас, что надо верить в возвышенные, романтические чувства, иначе жизнь теряет смысл, превращается в животное существование, где царствуют низменные инстинкты. Ну, а «Портрет» и «Чехов-галла» демонстрируют, что мешает человеку воплотиться, морочит, сбивает с пути…

В одном из своих интервью по поводу «Берега утопии» Бородин сказал: «Главная тема спектакля очень русская: поиск смысла существования. В этом поиске люди бьются насмерть». Эта фраза может стать определяющей и применительно к творческой работе РАМТа.

О поиске смысла существования, о внутренней свободе, о выборе, который мы делаем постоянно в жизни, а также о состоянии современного театра, о его возможном будущем — в свете разговоров о переводе театров на самоокупаемость,— о репертуаре и новых творческих замыслах наш разговор с художественным руководителем РАМТа.

***

Очень серьезный вопрос был задан Бородину: "Что для вас значит внутренняя свобода?", навеянный рассуждениями о постановке "Берег утопии".
"Свободу дает знание, свободу дает культура, свободу дает понимание, что не с тобой все началось и тобой кончится, это своеобразное чувство ответственности по отношению к себе и другим".

1 comment:

m_m said...

Серьезный был разговор, только в анонсе спектакль назвали неверно: "Чехов-GALA" а не "галла". Какого галла они имели в виду - непонятно:)))