Wednesday, September 22, 2010

Mаленький человек с великим даром

Вышла в свет книга дневников Ролана Быкова (1929–1998)



Дата выхода: 2010
Издательства: Астрель, АСТ
Название: Я побит — начну сначала!
Количество страниц: 800



Это лицо никогда не надоедает. Губы вроде улыбаются, брови удивленно приподняты, а в глазах — море-океан. Чего там только нет, в этих глазах вечного скомороха! «Должен ли актер быть умным?» — записывал Быков, готовясь, наверное, к какой-то статье или выступлению. А на вопрос отвечая всей своей жизнью. Ничего не должен актер, кроме как хорошо играть, но когда талантливый актер умен — это чудо и счастье.

Ролан Быков был умен поразительно. Вот он пишет в 1959 году (!!!):
«Почему-то стала раздражать пресловутая идея демократии. Сплошные разговоры о хорошем, личина хорошего, а на самом деле «жри кто кого может, а ты спасайся, как можешь, — у нас демократия». Или такое: «Им трудно! Какие перегрузки!» Поэтому плохо... Ох, не так. К плохому природа приучала организм миллионы лет: к холоду, голоду, страху — вот во время войны люди и выздоравливали. Человек к хорошей жизни меньше подготовлен: толстеет, жиреет, слабеет в коленках»...

С кипящей от мыслей и впечатлений головой Быков вгрызался в любую роль, и самый крошечный персонаж в его исполнении вырастал грандиозно. Будь то подозрительный псих из «Я шагаю по Москве» или печальный логопед из картины «По семейным обстоятельствам», не выговаривающий полалфавита. А над большими ролями он бился месяцами, обдумывая каждую деталь, замучивая режиссеров вопросами. Сам же он был режиссером уникальным. Ни на что не похожие, нестареющие шедевры «Айболит-66», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Чучело» тому подтверждение.

Любители покопаться в частной жизни будут разочарованы: дневники Быкова запечатлели историю развития человеческого духа, битву разума. В Быкове было что-то от шукшинских «чудиков», которые, сидя на краю села, выдумывают какие-то самодеятельные системы объяснения жизни и планы всеобщего спасения. Не в этих системах дело, а в горящем огне их упрямого разума, в их удивительной бескорыстной душе.
«Библия — очень человеческая книга, очень! — открывает для себя Быков. — И она, наверно, книга горя. Она исходит из того, что убивают, спят с женой друга... Библия исходит из того, что на самом деле, а на самом деле — горе, подлость, разврат. Нужна книга о происхождении Бога... Это будет книга о зарождении духа человеческого».

«Мысль о том, что добро должно быть с кулаками, — демагогический перевертыш. Победа добра не в подавлении, не в уничтожении, не в захвате... Добро побеждает тогда, когда оно остается добром, — в этом и есть его победа. Добро не воюет и не борется, оно существует или нет».

No comments: