Wednesday, October 13, 2010

"Незваный друг", Л. Марягина (1981)

Оказывается, этот фильм стал последней ролью замечательного Олега Даля.
Обычный фильм о главных человеческих ценностях, без особой глубины и философии, но с необычной силой понимания и восприятия. Даже не силой, а простотой.
История о друзьях-ученых, которых когда-то развела судьба и которая теперь дает им новый шанс для восстановления того настоящего, давнего, былого... Как часто нам выпадают такие шансы и пользуемся ли мы ими? Какие принимаем решения, что и кто, по-прежнему, может внести какие-то коррективы в ход развития событий? Обо всем этом повествует "Незваный друг" с изумительной плеядой актеров: Даль, Табаков (обаятельный, нет сил!), Ромашин, Белохвостикова, Гундарева, Санаев, Рыжов...
Много замечательных диалогов и моментов, шикарная администраторша гостинницы, "идущая от души" песня Шеферана "Раньше думай о Родине, а потом - о себе"... Но, пожалуй больше всего, мне понравился тянучий молчаливый момент, когда Свиридов провожает Киру. Они стоят на крыльце, по металлической крыше которого очень звучно барабанит дождь, пауза затягивается и вдруг Кира начинает говорить... Ей трудно говорить и Виктору точно также - очень трудно слушать. Свиридов ничего не говорит и ничего не делает, но по при этом за него "говорит" его шея и движущийся, в такт глотательных движений, кадык...
И потом, уже позже:
"Ты поедешь со мной?
- Поеду. Я с тобой поеду куда угодно".
Рада, что посмотрела.
Многих из этих актеров уже нет с нами. Остаются их роли, прожитые ими чьи-то жизни...
Несколько кадров:





***

Известно, что Даль с довольно раннего возраста вел дневник:
«Артист нынешний — вот грязная помойка, где можно отыскать все пороки! Не надо мне грязь искать на стороне: ее предостаточно во мне самом. На это мне самому стоит потратить все мои силы, то есть я имею в виду искоренение собственной гнуси. Все мои отвратительные поступки — абсолютное безволие. Вот камень, который мне надо скинуть в пропасть моей будущей жизни».
Наряду с яростной, запредельной требовательностью к себе («Прожитие ежесекундное. Ощущения каждой секунды и есть сценическая жизнь») в далевском дневнике поражает постоянное, отчаянное стремление проникнуть в сокровенный секрет магии искусства: «Мой Бог... Сейчас поет Эдит Пиаф. Но как?! Играет Колтрейн. Но как?! Играет Пеле. Но как?! И почему? И чем? И зачем? Чем жить? Чем питаться? Как стать единственным? Где неповторимость? В чем она?»
Вечные вопросы, вечный поиск ответов...

No comments: